Вход | Регистрация

Здесь вы найдёте дополнительные материалы для занятий с комплектом «Умница. Интеллект».

Первый этап развития
интеллектуальных навыков

Эта игра помогает развить языковые навыки ребёнка и учит его концентрировать внимание. Кроме того, она улучшает рабочую память, так как требует запоминать названия предметов. Спросите у малыша: «Кому/чему мы с тобой помашем?» Это может быть что угодно, от игрушки до любой другой вещи. Выбрав предмет, помашите ему и весело скажите: «Привет, [назовите вещь]». Затем можете поменять интонацию и сказать «Привет» от лица предмета. Меняйте голоса, чтобы сделать игру интересной. Например, дверь будет говорить громко и отрывисто, а игрушечный мишка — тихо и пискливо.

Второй этап развития
интеллектуальных навыков

Эта игра похожа по замыслу на игру «Давай помашем».

Скажите малышу: «Попробуй угадай, кому/чему я буду махать» и помашите в сторону какого-то предмета или игрушки. Пусть малыш попробует догадаться, что вы загадали.

Перед этой игрой вы можете ещё раз сыграть в «Давай помашем» и потом махать рукой и просить ребёнка угадать, кому или чему вы машете. Меняйте порядок предметов, которым вы машете, чтобы игра была интересна малышу.

Предложите малышу отвечать за предмет или объект, которому вы машете. Например, если вы помахали медвежонку, пусть малыш поздоровается как мишка. Или если вы помахали машинке, пусть кроха представит, как бы могла поздороваться машинка, и изобразит.

Если ребёнок не справляется, подыгрывайте ему и помогайте. Используйте разные варианты приветствия и интонации для разных предметов и объектов.

Необходимые материалы: несколько угощений, которые нравятся вам и ребёнку и с которыми удобно играть, например: маленькие конфеты, чипсы, небольшие крекеры, изюм, морковь, виноград.

В ходе этой игры малышу нужно будет делиться с вами своей любимой едой. Например, виноградом. Положите гроздь винограда перед ребёнком и объясните, что её нужно разделить на две части — одна для него, другая для вас. Поставьте на стол две тарелки. Покажите крохе пример, как это можно сделать. После объяснения правил старайтесь не вмешиваться в процесс. Старайтесь не показывать недовольства, если вдруг малыш в процессе деления будет пробовать виноград. Объясните ему, что вы оба любите виноград и если он разделит поровну, то это будет честно. Если всё же малыш положит себе чуть больше винограда, чем вам или продолжит есть виноград в процессе делёжки, обратите его внимание на это уже в самом конце игры.

Периодически играйте в эту игру, пока малыш не поймёт, как будет правильно, а именно — по-честному.

Вы можете позвать поиграть в игру ещё кого-нибудь из близких. Или взять другие вкусные продукты.

Делите вкусности по очереди и напоминайте, как важно быть честным и делить поровну.

Необходимые материалы: игрушки, предметы одежды и другие вещи в доме или разные изображения одних и тех же предметов (по желанию).

Во время игры вы будете спрашивать у ребёнка, что ему больше нравится. Вы можете использовать настоящие предметы, сделать карточки с рисунками или распечатать картинки из интернета. Задавайте крохе следующие вопросы:
— Ты хотел бы поиграть с [игрушкой 1] или с [игрушкой 2]? Почему?
— Тебе больше нравится сидеть на стуле или на полу? Почему?
— Ты хочешь, чтобы я надел(а) [ботинки 1] или [ботинки 2]? Почему?
— Ты хочешь, чтобы мы попрыгали или поползали? Почему?

Когда ребёнок сделал выбор, выполните его пожелание. Если малыш не понимает, что ему нужно выбрать одно из двух, продемонстрируйте оба варианта и скажите, какой из них больше нравится вам. А затем повторите свой вопрос ещё раз.

Вы можете играть в эту игру и без картинок или игрушек. Устное сравнение (без зрительных подсказок) поможет развить воображение и гибкость ребёнка, ведь ему приходится полностью представлять и мысленно сравнивать два варианта, прежде чем выбрать один из них.

Третий этап развития
интеллектуальных навыков

Эта игра похожа на занятие «Что ты выберешь?», но в ней малышу задаём более абстрактные вопросы, направленные на развитие воображения. Например:
— Ты бы хотел быть [персонажем 1] или [персонажем 2] из этой книги? Почему?
— Ты бы хотел быстро бегать или высоко прыгать? Почему?
— Кем бы ты хотел стать — кошкой или собакой? Почему?
— Кем лучше быть — великаном или колдуном? Почему?
— Что лучше — жара или холод? Почему?
— Кем бы ты хотел быть — большим и свирепым львом или маленьким и пушистым хомячком? Почему?
— Что лучше — быть очень сильным или очень умным? Почему?
— Ты бы хотел стать деревом или цветком? Почему?
— Кем лучше быть — бабочкой или божьей коровкой? Почему?

Вы можете играть в эту игру по очереди. После того, как малыш ответил на ваш вопрос и объяснил почему, сами ответьте, что бы и почему предпочли вы сами.

Необходимые материалы: несколько игрушек.

Поместите в ряд три разные игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Выполните с каждой из них разные действия, например: пожмите руку плюшевому мишке, ударьте кубики друг о друга, покрутите колёса игрушечной машинки и т.д. Вы можете использовать кубики и игрушки из комплекта. Показав ребёнку действия для каждой из трёх игрушек, спросите, может ли он повторить их в том же порядке? Если у малыша возникнет заминка, подскажите ему и ещё раз повторите действия, но делайте по очереди с малышом. Пожали лапу мишке — пусть малыш повторит; ударили кубики друг о друга, подождите, чтобы кроха сделал то же самое. Когда малыш будет справляться с этим заданием, попробуйте снова показать действия сразу со всеми игрушками, пусть малыш повторит.

Начинать также можно с интуитивно понятных действий. Например, лошадка будет скакать, куклу можно покачать, мячик — покатать.

Хвалите ребёнка за любое удачное повторение и просто за то, что он пытается вспомнить нужную последовательность.

Вы можете постепенно добавлять ещё игрушек и разных действий к ним.

Также задачу можно усложнить, если брать схожие между собой игрушки или же устно описывать, что нужно сделать с каждой (не показывая заранее).

Пусть малыш станет ведущим игры. Показывает вам, что нужно сделать с каждой игрушкой, а вы постарайтесь запомнить и повторить. Можно намеренно ошибаться и проверять, заметил ли кроха.

Сыграйте в эту игру наоборот. Показываете один порядок действий, а повторить нужно в обратной последовательности.

Эта игра хороша для развития рабочей памяти: ребёнок должен хорошо помнить описания предметов, чтобы угадать, на какой предмет вы смотрите. Сообщите ему цвет предмета или форму. Начинайте игру словами: «Я смотрю на... что-то красное». Пусть малыш внимательно посмотрит по сторонам и придумает столько версий, сколько понадобится, пока не доберётся до правильного ответа. Если малышу сложно угадать, называйте первую букву загаданного слова.

Когда малыш начнёт с лёгкостью справляться с этим заданием, попробуйте указывать менее очевидные признаки и описания предметов. "Я смотрю на... что-то деревянное; что-то, что издаёт звуки; что-то, что может поместиться в руке; что-то высокое, что можно достать только с лестницы; что-то очень тяжёлое; что-то живое.

Поменяйтесь с малышом местами. Пусть он загадывает, на что именно смотрит, и описывает это. А вы пытайтесь угадать, что же это такое.

Необходимые материалы: несколько обычных предметов, ткань и большая тарелка или поднос.

Это простая игра на запоминание поможет развить рабочую память. Возьмите несколько обычных, безопасных для ребёнка предметов: ложку, расчёску, карандаш, камешек и маленькую игрушку. Положите их на большую тарелку или поднос и попросите малыша их запомнить. Сначала дайте ему столько времени, сколько нужно. Накройте предметы тканью и попросите малыша их все перечислить. Запишите всё, что он вспомнит, после чего уберите ткань. Называйте предметы из списка, а кроха пусть убирает их с тарелки или подноса. На тарелке останутся те предметы, которые малышу вспомнить не удалось. Если их осталось много, повторите игру с уже оставшимися предметами. Или же в следующий раз берите меньшее количество предметов.

Если же ребёнок легко справился с заданием, добавьте ещё предметов. Постепенно вы можете ограничивать время для запоминания.

Вы также можете брать для игры похожие вещи, которые отличаются только цветом (например, разноцветные пуговицы).

Необходимые материалы: несколько мелодий — быстрых и медленных.

Эта игра помогает в развитии самоконтроля. В ней нужно подстраиваться под музыкальный ритм. Объясните ребёнку, что пока играет быстрая музыка, нужно танцевать быстро, а пока играет медленная — медленно. Скажите, что нужно быстро переключаться от быстрого танца к медленному и наоборот, следить за изменением музыки.

Вместо аудиозаписи можно использовать подручные инструменты: играть на барабане, часто меняя ритм и скорость ударов. Малыш может топать ногами в такт музыке.

Если малыш не справляется с заданием, танцуйте вместе с ним.

Как только кроха стал легко справляться, поменяйте правила игры. Нужно делать наоборот: под быструю музыку танцевать медленно, а под медленную  — быстро. Это непростое задание требует хорошо развитого самоконтроля!

Необходимые материалы: несколько игрушек, весёлый и грустный смайлик (по желанию).

В этой игре акцент сделан на гибкость мышления. Ребёнку нужно высказывать своё отношение, переключая внимание с одной вещи на другую. Положите рядом несколько игрушек, чтобы ребёнок видел их все. Положите справа и слева разные смайлы, между ними вы будете выкладывать предметы от любимого к нелюбимому. Вместо грустного и весёлого смайлов можно взять карточки из комплекта: «Да» (галочка) и «Нет» (крестик).

Рассмотрите с ребёнком каждую игрушку, расскажите о ней и отметьте, что вам в ней нравится. Затем возьмите две игрушки и спросите своего малыша, какая ему больше нравится. Поместите любимую игрушку к весёлому смайлу, а нелюбимую — к грустному.

Задача игры — выложить игрушки от самой любимой до самой нелюбимой. Поэтому, когда вы берёте следующую игрушку, то вы сначала спрашиваете, нравится она крохе или нет. А затем просите сравнить с уже выложенной ранее игрушкой. Расположить их по порядку (от более к менее любимой или наоборот).

Продолжайте показывать малышу игрушки и узнавать его мнение, а затем сравнивать с другими, чтобы найти правильное место. В итоге у вас получится ряд игрушек, от самой любимой до самой нелюбимой.

Если игра сложная для крохи, начинайте с 3-4 игрушек, постепенно увеличивая их количество. Вы можете объяснить игру на своём примере. Выложите игрушки по порядку, согласно вашим предпочтениями. Не забывайте объяснять, почему вы выкладываете игрушку на определённое место (что она вам нравится больше или меньше и т.п.).

В ходе игры задавайте малышу вопросы, почему та или иная игрушка нравится ему больше или меньше.

Вместо игрушек вы можете сортировать предметы одежды, карточки с картинками (животными, едой и т.п.).

Для успешного выполнения задания ребёнку понадобится гибкость мышления, а именно — способность представить себя в роли великана. Спрашивайте у него, что великан может использовать вместо привычных предметов. Рассуждайте вместе с малышом, подключая воображение. Вы можете спросить: «Как думаешь, что великан может использовать вместо щётки?» В этой игре нет правильных ответов. Слова в скобках ниже даны для примера:

  • Зубная щётка (дерево);
  • Роликовые коньки (машины);
  • Чашка (мусорный бак);
  • Шляпа (надувной бассейн);
  • Туфли (лодки);
  • Ванна (большой бассейн);
  • Флажок (скатерть);
  • Зубочистка (заборный столб);
  • Стол (гараж).

Вы можете заранее подготовить картинки с разными изображениями (что нужно великану и чем это можно заменить). Называйте что нужно великану, а малыш пусть выберет из картинок, что может заменить это. «Как думаешь, что может заменить великану чашку?» Малыш может выбрать различные большие ёмкости (из списка выше или вашего списка): лодку, бассейн, бак, цистерну и т.д.

Если кроха научился легко представлять, что может заменить великану привычные вещи, попытайтесь вместе придумать различные истории о том, как великан ходит в школу, обедает в вашем доме, идёт на прогулку. Рассуждайте, с какими трудностями он может столкнуться и как их преодолеть.

Эта игра очень похожа на игру «Что нужно великану?». Но тут уже надо представить, что может заменить маленькому человечку привычные вещи.

  • Зубная щётка (зубочистка);
  • Одеяло (носовой платок);
  • Чашка (напёрсток или колпачок);
  • Шляпа (крышечка от бутылки);
  • Лодка (половина скорлупки грецкого ореха);
  • Ванна (контейнер или чашка с водой);
  • Вертолёт (стрекоза);
  • Плед (листик);
  • Стол (кубик).

Придумывайте истории про маленького человека, какие у него могут возникнуть трудности и как с ними справиться. Создайте для него маленький сад или дом. В этом вам помогут игрушки ребёнка (конструкторы, кубики) и природные материалы (веточки, листочки, камушки).

В этом задании ребёнку понадобится воображение. Прогуливайтесь по комнате и спрашивайте, как изменится его походка, если:

  • Его голова/ноги/руки станут очень тяжёлыми;
  • Его ступни станут липкими/скользкими/начнут чесаться;
  • Колени перестанут сгибаться;
  • При каждом сгибе колени начнут скрипеть;
  • Каждые три шага придётся менять направление движения;
  • Он сильно устанет;
  • Он будет искать потерявшегося кота;
  • Он будет пробираться через комнату, наполненную воздушными шарами;
  • Он окажется в страшном лесу;
  • Ему покажется, что за ним следят;
  • Ему начнут аплодировать десятки окружающих его людей;
  • Он будет идти по шатающемуся мосту высоко над пропастью;
  • Он превратится в робота;
  • Одна нога будет издавать громкий грохочущий звук каждый раз, как он будет на неё становиться.

Если малышу сложно справляться с заданием, показывайте ему пример. Со временем он обязательно научится воображать своё.

Если же кроха уже с лёгкостью выполняет это задание, просите представлять сразу две вещи. Например, малыш куда-то торопится и при этом у него чешутся пятки.

Поменяйтесь с ребёнком местами, пусть теперь он просит вас изображать разную походку.

Скачать все игры одним файлом (PDF) >>

Скачать все игры комплекта «Умница 2017» одним файлом (PDF) >>

Скачать дополнительные игровые карточки (PDF) >>

Чтобы распечатать карточки такого же размера, что и в комплекте, рекомендуем в настройках печати выбрать расположение по две страницы на листе (перед тем, как печатать, скачайте файл).

 

 

©2004-2019 «Умница» — правильное развитие вашего малыша
8 (800) 200 08 07
бесплатная линия по России

+7 (351) 729 94 18
для международных звонков

opt03@umnitsa.ru
по вопросам оптового сотрудничества

При использовании материалов сайта ссылка на сайт www.umnitsa.ru обязательна.

+7(922)720-08-00