- Как не говорит? Мой давно уже болтает!
- А вот Ванин папа в этом возрасте уже предложениями разговаривал.
Как часто мама слышит от врачей, подруг, бабушек разные мнения о том, как и сколько должен говорить её ребёнок. Волей-неволей родители начинают примерять эти параметры на своего малыша. Иногда результаты “примерки” вызывают тревогу — а вдруг что-то не так?
Давайте спросим логопедов! Каждый ребёнок уникален в своём развитии. Уникальны его физиологические особенности, проявления двигательной и познавательной активности, речевая среда, в которой он воспитывается. Мы не можем точно назвать возраст малыша, когда он произнесёт своё первое слово или фразу, начнёт полноценно общаться с окружающими. Однако речь каждого ребёнка проходит три значительных этапа, плавно переступая от одного этапа развития к другому. Каждый новый этап эволюции речи малыша строится на основе предыдущего и становится основой для следующего – более сложного. Первый этап. Гуление и лепет.0 -12/18 месяцев
В этот период происходит подготовка малыша к овладению речью.
• На 2-3 месяце жизни ребёнок осознанно реагирует на окружающих, активно улыбается, его привлекают речь и другие звуки. Услышав их, он поворачивает голову в сторону источника звука. Более того, малыш начинает использовать свой голос для того, чтобы начать общение. Так проявляется «комплекс оживления».
• К полугоду спонтанные звуки заменяются на полноценные. Малыш произносит их осознанно (прислушивается к своему голосу) – гулит (а-а-а, у-у-у, аль-ле-е-лы-агы-аы и др.).
• С 6 до 12 месяцев ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь взрослых. Понимать связь между словами и предметами или действиями. Малыш может выполнить простые просьбы: бросать предметы, находить взглядом людей или вещи.
Гуление постепенно переходит в чёткие, понятные звуки лепетной речи (ма-ма-ма, да-да-да).
• К 9 месяцам малыш привыкает отвечать лепетом на обращение взрослого, «комментировать» таким образом действия с предметами. Он создаёт свой «язык» из слов, понятный взрослым.
Умения, которые малыш приобретёт на данном этапе, дадут ему возможность произнести первые слова. Второй этап. Первые слова и словосочетанияДлится до 2-3 лет.
• Это самый индивидуализированный этап развития речи. Нельзя назвать точный возраст ребёнка, когда запустится речь. У одного малыша это может произойти в год, а у другого – в два. И то, и другое может быть нормой.
• Более важный показатель — умение воспринимать и выполнять простые инструкции. В возрасте до 1,5 лет понятная для ребёнка инструкция должна содержать слова-действия. Например: «Дай мне красную машинку».
• Сейчас ребёнок говорит не столько словами, сколько сочетаниями звуков. Но он использует их как слова, сокращает, переставляет звуки, создаёт свои уникальные комбинации.
• Начиная с 1,5 лет может появиться автономная речь — ребёнок пытается говорить на своём языке, упрощённом за счёт лепетных слов, например, «Дин ям» (пойдём/иди кушать).
• В возрасте 2х лет речевое развитие детей-одногодок может значительно отличаться. Один малыш уже пытается строить фразу из 2-3 слов, а другой говорит лишь несколько лепетных слов. И всё же для каждого из детей - это время, когда словарный запас (пассивный или активный) пополняется быстро и качественно. Третий этап. Фразы и предложения • К концу третьего года бурно развивается активный словарь ребёнка. Малыш уже давно понимает речь взрослого, и теперь наступает время самостоятельной речи.
• В этом возрасте большинство детей говорят фразами и предложениями, в их речи появляются формы слов (изменение по родам, числам и падежам). Очень важно в этот период обеспечить необходимый объём речи для подражания, а также работать над артикуляцией (произношением).
• Уровень развития речи среди детей трёх лет тоже может отличаться. Кто-то пользуется отдельными словами, меньше говорит и больше слушает, а кто-то уже говорит предложениями. И в том, и в другом случае освоение родной речи идёт совершенно нормально.
• Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, проводите сравнение только с успехами самого малыша. По материалам комплекта “Умница. Говорим”.