Бесплатная доставка при заказе от 6 000 руб.

Гендерные различия в развитии детей

Вернуться к списку статей

гендерные различия в развитии детейМария Логоватовская

«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?..» — наверное, каждый вспоминает этот шутливый стишок, когда речь заходит о гендерных различиях. Родители, которые осчастливлены разнополыми детьми, понимают, насколько разное то тесто, из которого вылеплены их сын и дочка. Говоря научным языком, с того момента как одному досталась пара половых хромосом XY, а другой — XX, развитие детей пошло по разному пути. И чем старше возраст, тем больше различий между представителями женского и мужского пола.

Все это мы понимаем постепенно, а с самого начала знаем, что мальчики рождаются более крупными и тяжелыми, начнут говорить и ходить на пару-тройку месяцев позже девочек. Многочисленные исследования выявили отличия в развитии различных зон коры головного мозга мальчиков и девочек. Мозг мальчика и мозг девочки работает по-разному, благодаря чему восприятие мира, образ мыслей, предпочитаемые действия каждого представителя пола происходят по своему сценарию.

Принимая во внимание все вышесказанное, должны ли мы учитывать пол ребенка, занимаясь с ним той или иной методикой? Безусловно! Рассмотрим основные принципы развития детей в зависимости от половой принадлежности.

Чувствительность. Девочки более чувствительны к шуму, прикосновениям, они крайне положительно отзываются на поглаживания.

Слух. Мальчики дошкольного возраста обладают более острым слухом.

Зрение. У девочек преобладает ближнее зрение, чем обосновываются девчоночьи игры в кукол, с тряпочками и бусинками. Мальчики больше используют дальнее зрение, поэтому играют в догонялки, метают предметы вдаль и т.д.

Восприятие пространства. Девочкам достаточно небольшого уголка для игр. Мальчикам требуется значительно больший простор, и не найдя его на земле, они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам и деревьям.

Оценка деятельности. Мальчики воспринимают оценку конкретных действий, которые они совершили. Девочкам важнее, какое впечатление они произвели на окружающих теми или иными поступками. Данные выводы можно использовать как для похвалы, так и для чтения нотаций. Говорите мальчику конкретно, коротко и ясно, что Вам понравилось или не понравилось в его поступке. С девочкой можно поговорить подольше, объяснить ей, почему ее действия правильные или не правильные, как воспринимают ее поступок близкие люди.

Речь. В дошкольном и младшем школьном возрасте речь девочек, как письменная, так и устная, развита лучше.

Мышление. Девочки склонны мыслить шаблонами, уделяя внимание деталям. Мальчики более способны на нестандартные идеи, ассоциативное и пространственное мышление у них также развито несколько лучше.

Взаимоотношения между людьми. Ими больше интересуются девочки, которые склонны к копированию взрослых в своих играх, к сотрудничеству между собой. В то время как мальчики ориентированы на получение информации и освоение новых территорий.

Несомненно, все игры и занятия, которые Вы организовываете для сына или дочери, должны учитывать вышеперечисленные склонности и интересы. Возможно, Вы и на собственном опыте скоро поймете, что Вашему мальчику лучше дается, например, математика, а девочка учится читать и писать с невероятной скоростью.

Напоследок хотим сказать, что помимо полового признака, у каждого ребенка имеется ряд индивидуальных особенностей, согласно которым и происходит его развитие. Ни в коем случает нельзя поддаваться стереотипам, и, например, не заниматься с дочкой математикой, потому что «неженское это занятие». Каждый малыш уникален, пусть он проявит свои способности, а Вы поможете им развиться, независимо от его половой принадлежности. Также избегайте навязывания шаблонного воспитания женственности и мужественности: девушки должны быть пассивными и покладистыми, парни — никогда не плакать. Пусть лучше Ваши дети унаследуют женственность или мужественность из достойных примеров для подражания, находящихся прямо перед глазами.