Многие современные родители ставят перед собой цель максимально развить своего малыша. Огромное количество методик раннего развития – им в помощь. Но есть мнение, что умный, интеллектуально развитый ребенок просто не создан для стен школы. По крайне мере, самой обычной, общеобразовательной, без наличия разных «уклонов». Такая школа, мол, им навредит.
Правы ли они? Быть может, на самом деле, высокий интеллект – тот самый случай, когда «лучшее – враг хорошего»?
Да нет, конечно. Об этом говорит и практика, и мнения педагогов, психологов и социологов. Для объективного анализа ситуации «интеллектуально развитый ребёнок в школе» стоит задуматься: «А кто он такой – умный ребёнок?»
7 преимуществ интеллектуально развитого ребёнка-школьника
1. Энциклопедические познания из разных областей жизни.
Ребёнок уже заранее владеет информацией по предмету, а на уроке лишь дополняет свои знания, корректирует их и некоторые вещи начинает видеть с другой стороны. Теперь новые знания школьник получает в коллективе, а не индивидуально. А это хорошая подготовка к взрослой жизни.
2. Высокий уровень развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, способности анализировать и обобщать данные.
Да с такими данными ребенок с легкостью освоит любой материал! А способов углубить познания, расширить горизонты своих способностей современная школа предоставляет массу: факультативы, кружки, клубы... Не стоит забывать и об участии в огромном количестве конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций разного уровня: районного, областного, всероссийского, международного.
3. Большой творческий потенциал, креативное мышление.
Сложно назвать предмет, область науки, где школа не поощряет проявление творческих способностей самого разного вида. Творческие конкурсы в области филологии, изобразительного искусства, музыки, танцев, компьютерного дизайна, сайтостроения, видеомонтажа, активная внеурочная жизнь (праздники, КВНы, линейки), система дополнительного образования с узконаправленными кружками – школе нужны талантливые участники и победители. И наоборот: участие в жизни школы необходимо умному ребенку.
Нестандартный подход к любому действию – это особое требование времени, это то, что так ценит наша новая школа. И это непременно почувствует «особый» ученик. Кто скажет, что это плохо?
4. Любознательность. Любовь к новым знаниям, главное, умение их получать.
В школе постигают огромное количество нового. Что, как не школа, дает возможность с 6-7 лет до 17-18-ти с удовольствием погружаться в глубины знаний об окружающем мире?
5. Способность находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Лидерские и организационные качества.
Мудро организованное ранее развитие ребенка формирует в нем умение любить людей, толерантность, гуманность. А с другой стороны – способность воздействовать на сознание других людей, корректно аргументировать свое мнение, убеждать окружающих в правильности своего мнения. Школа создает массу ситуаций, где такие способности «интеллектуального» ребенка бесценны.
Такие дети добры, веселы, позитивно настроены, имеют активную жизненную позицию, уравновешенны, способны владеть собой в критических условиях. Для школьного коллектива это отличный пример правильного социального поведения.
6. Наличие свободного времени для внешкольной жизни.
Если «обычные» дети и их родители жалуются на сложность школьных программ, на объемные и непростые домашние задания, то для одаренных школьников этой проблемы просто нет. Они умеют планировать свою занятость и эффективно работать с большими объемами информации.
Учебный материал усваивается просто. Домашние задания выполняются быстро. Значит, есть на что потратить свободное время − на свои увлечения, на свое развитие. Это кружки, секции, концерты, театры, музеи, экскурсии, творчество, чтение научной и художественной литературы и т. д.
7. Интеллектуально развитые дети-школьники успешны.
Все перечисленные выше преимущества умных детей перед среднестатистическими учениками заключаются их в успешности, с какой стороны ни посмотри:
− они имеют авторитет среди сверстников и педагогов;
− они зарабатывают общественное признание в виде наград, званий («Учение года» и т. д.);
− они привлекают к себе внимание и притягивают широкий круг людей для общения;
− они имеют возможность самореализации в разных сферах;
− они ощущают свою необходимость школьному коллективу и социуму вообще;
− они удовлетворены своей жизнью.
Это ли не то, к чему стремится каждый человек и тем более любящие родители?
Автор: Светлана Харченко, педагог, психолог, специалист по раннему развитию