«Не хочу! Не буду! Не могу! Нет!» Где-то с полутора лет в той или иной форме дети начинают проявлять непослушание. Как реагировать на детские капризы, плач, истерики и просто упрямое выполнение того, что нельзя, по мнению взрослых? И самое главное – можно ли предупредить такое поведение?
Психологи утверждают, что послушный ребенок – не чудо. Он может вырасти в любой семье при условии, что её члены приняли правильную линию воспитания, мудро соблюдая баланс между требовательностью и мягкостью по отношению к своему ребенку. Такие родители, бабушки и дедушки прислушиваются к советам педагогов, читают специальную литературу и используют в системе воспитания современные методики, к примеру, комплект «Антикапризин», входящий в систему Воспитания Характера. Такие мудрые взрослые продолжают учиться сами, чтобы вовремя деликатно, а не под давлением, откорректировать поведение своего малыша.
Почему ребенок не слушается?
Причины непослушания могут быть разными. От их понимания зависят и методы воспитания, используемые взрослыми. В полтора годика малыш уже проявляется свой характер. Именно в этом возрасте он начинает осознавать себя как отдельного человека. Но не слушается он родителей чаще просто от того, что просто не знает, что плохо, а что хорошо. Жестко пресекать детские капризы малыша не имеет никакого смысла. Стоит терпеливо рассказывать ребенку о том, что можно делать, а чего нельзя. В возрасте от 3 лет наблюдается пик осознания себя ребенком как личности. Он уже имеет представление о правилах поведения, но уж очень хочется порой их нарушить:
- чтобы привлечь к себе внимание;
- чтобы доказать, что он может поступать, как взрослый;
- чтобы целенаправленно позлить родителей.
Кроме того, непослушание – гарантированное последствие дисгармонии в семейных отношениях и легкомысленного отношения к воспитанию.
- Разный подход членов семьи к воспитанию. Мама считает необходимым наказать ребенка, а папа полностью принимает сторону малыша, оправдывая его капризы – нередкая ситуация! Ребенок всё это видит, осознает и со временем начинает манипулировать родителями, используя разные взгляды взрослых на ситуацию в свою пользу.
- Непоследовательность взрослых. Отличие реакции на непослушание в разные возрастные периоды. «Сегодня − можно, а завтра − нельзя». Бывает и так! Если родители неоднократно закрыли глаза на какую-то некорректность поведения ребенка в возрасте 1-1, 5 лет, но ждут от него послушания в этой ситуации в возрасте 3-5 лет, вряд ли они его дождутся. Мозг малыша не поймет: почему раньше ему было «можно», а теперь вдруг «нельзя». Необходимо с самого раннего возраста объяснять ребенку его ошибки, рассказывать о правилах поведения, давать оценку тем или иным ситуациям и держать единую линию требований во все возрастные этапы.
- Негативный пример взрослых. Мама ругает малыша за разбросанные игрушки, а в доме вообще редко бывает идеальный порядок… Ребенок отказывается от супа, а папа ведь тоже его демонстративно не ест… Бабушка возмущается тем, что внук дразнит друзей на детской площадке, а сама эмоционально перебирает косточки соседкам. Разве можно при таком поведении взрослых ждать послушания от их детей?
Родители должны быть авторитетом для маленького ребенка и показывать пример правильного поведения в любых жизненных ситуациях. Но еще больше взрослых на становление характера малыша влияет то, как ведут себя его ровесники: в жизни, или… в сказке.
Сказкотерапия против непослушания: зовем «Антикапризин» на помощь!
Терапия сказками – весьма эффективный способ заставить малыша слушаться взрослых. Точнее, не заставить, а помочь понять, почему в тех или иных случаях папу и маму слушаться просто необходимо. Ребенок начинает осознавать негативные последствия своих капризов и стремится исправиться.
Комплект «Антикапризин» − это дидактические материалы для воплощения методики воспитания путем чтения поучительных сказок – а их пятьдесят! Каждая из них посвящена какому-то конкретному капризу, а иногда даже нескольким. Герой сказки – ребенок, ровесник дошкольника. Он попадает в привычную для слушателя ситуацию, не слушается взрослых, делает по-своему и – плохие последствия не заставляют себя ждать. Но всё заканчивается хорошо именно потому, что главный персонаж все-таки слушает совет старшего и делает правильный поступок.
Каждая из историй имеет оригинальный сюжет, волшебство и при этом тесто связана с современностью.
Как использовать этот комплект?
- Читать сказку перед сном или в любое время суток – когда захочет малыш.
- «Приглашать» в гости игрушку-рукавичку Пса-сказочника: он «расскажет» сказку и даже принесет с собой в кармашке книжки-малышки со сказками – можно выбрать любую!
- Иногда включать аудиозапись сказки – очень интересно, когда историю рассказывает профессиональный актер!
- Читать следует эмоционально: иначе она не произведет должного впечатления.
- Обязательно обсуждать прочитанное, задавать малышу вопросы по содержанию и быть уверенным, что он сделал правильные выводы.
Подробные рекомендации по работе с «Антикапризином» можно прочитать в «методичке» из комплекта: всё разложено по полочкам!
Как сказки учат послушанию?
- Ребенок видит себя со стороны в знакомых ситуациях и понимает чувства героя.
- Он учится анализировать свое поведение.
- Малыш способен увидеть возможные негативные последствия непослушания и стремится исправиться.
- Чтение и обсуждение сказок сближает родителей и ребенка, помогает им лучше понимать друг друга.
- Поднимается авторитет взрослых: ведь сказка доказала их правоту.
- «Антикапризные» сказки развивают интеллект ребенка, его речь, образное мышление, фантазию, творчество, память, внимание.
Родители могут не опасаться, что плохое поведение персонажей сказок комплекта могут повторить их дети. Эти истории не персонализированы. Герои не носят имена малышей, как это происходит, к примеру, в сказках сборника «Воспитание характера сказкой. Лидерство». Поэтому ребенок не будет соотносить себя с «плохим» героям. Он просто сделает с помощью родителей правильные выводы: слушаться папу и маму необходимо.