В какой-то момент взросления малыша вы можете обнаружить, что он абсолютно не умеет проигрывать – бросается в слёзы, отказывается играть дальше при малейшей неудаче. Причём это касается как ребят в возрасте 4-5 лет, так и годовалых детей. Замечали ведь, как годовасик дует губки, когда у него не получается башенка? Точнее, кто-то просто куксится, а кто-то раскидает детали этой башенки по квартире. Для годовасика и то, и другое нормально, в таком возрасте эмоции не захватывают надолго, так что вы утешите кроху, поможете собрать башенку и продолжите играть. А вот с более старшими детьми результат непредсказуем, и самый большой сюрприз ждёт родителей, когда милая семейная игра превращается в лютый скандал из-за «не так» выброшенного кубика в настольной игре.
Что делать? Как помочь ребёнку не реагировать так остро на проигрыш? И надо ли вообще это делать? Поделитесь, как у вас? А наши рекомендации вы найдете в карусели.
Во-первых, учиться проигрывать – нужно. В жизни не всё идёт по плану, и умение перестроиться под изменившиеся обстоятельства – это полезный навык.
Во-вторых, умение проигрывать у детей во многом связано с самооценкой. А она пока никак не может быть «нормальной». В возрасте от 3-х до 7-ми лет самооценка у ребёнка либо слишком завышена, либо слишком занижена. Это естественно, адекватно оценивать себя они научатся позже.
Для самоуверенного ребенка проигрыш – это конец света. Просто потому, что он привык быть молодцом и проигрыш вызывает тревогу и гнев, с которыми непросто справиться.
Для ребёнка с низкой самооценкой проигрыш – ещё один повод для уныния.
Впрочем, у дошкольников прыжки самооценки – обычное явление, детки очень эмоциональны и близко к сердцу принимают многие события.
Проигрывать правильно – это значит не драматизировать ситуацию. Расстроиться - можно, но дальше нужно поверить, что в следующий раз будет лучше, «обнулить» расстройства и продолжить играть дальше. А не убежать в слезах.
Итак, как научить ребёнка адекватно реагировать на проигрыш?
- Не акцентируйте внимание на неудаче. Не факт, что вашего малыша проигрыш так расстроит (даже если обычно он бурно реагирует). Иногда процесс может сильно увлечь. Проиграл – ну ничего, так бывает в жизни. Попробуем ещё раз!
- Но и обесценивать проигрыш не стоит. «Подумаешь, проиграл, что теперь, небо упало» и попытка сразу переключить внимание – это не лучший выход из ситуации. Ребёнок отсюда понимает, что родители не ценят его чувства и вообще всё это им не очень важно. Дайте прожить ситуацию, но без драмы.
- Не поддавайтесь. По крайней мере, часто. Если ребёнок всегда и во всём будет выигрывать, то он так и не научится принимать ситуацию «не-успеха». В школе ему точно никто не станет поддаваться, и тогда рухнет весь мир (и в первую очередь, самооценка).
- Если сын или дочка уж очень остро переживают проигрыши, поиграйте дней пять только в те игры, в которых у них всё получается. Пусть мама/папа проигрывают и своим примером показывают, что это не страшно. Радуйтесь за ребёнка и проговаривайте это – «Здорово, ты у меня молодец! Но и я не грущу, это ведь просто игра. И вообще, зато я блинчики отлично готовлю». При проигрыше малыша напомните свою реакцию и предложите вспомнить, в чём он лучший. Или что у него отлично получалось в течение игры.
- Бывает, что детки ради выигрыша идут на жульничество. Не ругайте за это малыша, он понимает, что поступает плохо, но справиться со своим желанием не может. НЕ игнорируйте ситуацию, конечно, просто спокойно напомните, что у каждой игры есть свои правила и им необходимо следовать. А то неинтересно.
- Кстати, о правилах. Не перегибайте палку. Только к 3-м годам дети способны играть по правилам, да и то не все дети и не по всем правилам. Адаптируйте игру под ребёнка, если считаете, что так она пойдёт лучше. Например, если в игре за какую-то ошибку нужно выбыть, придумайте что-то не такое фатальное взамен.
- Если ребёнок плачет или впадает в ярость, не надо ругаться, срочно убирать игры и требовать успокоиться. Маленькому человеку не так-то просто «выключить» свои чувства. Обнимите малыша, проговорите чувства («Ты очень расстроился, что не выиграл – такое бывает, понимаю, как тебе обидно»). Проявите сочувствие и поддержку.
- Дайте понять ребёнку что он любим, несмотря ни на что. Хоть он первый в игре, хоть пятый.
Подведём итог. Проигрыши, даже с яркой реакцией – это не повод бросать игру. В первую очередь, надо сделать так, чтобы в это верил ребёнок. Позитивный настрой, способность отпустить плохое и попробовать снова – это приобретённые способности, они приходят с опытом. Главное, чтобы перед глазами был пример, как надо делать – а именно, адекватная реакция родителей.
Для развития эмоционального интеллекта рекомендуем набор «Умница.Эмоции». Занятия по нему как раз помогают переживать гнев или печаль, отпускать негатив и ценить хорошее. А ещё малыш учится понимать и принимать свои чувства, говорить о них, слышать самого себя.