Доставим бесплатно от 6 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Как НЕ надо реагировать на истерику ребёнка

Вернуться к списку статей
Музыкальная игрушка не хочет петь, соседский малыш взял твои любимые грабли, а предательский кусочек паззла НЕ ПОДХОДИТ! Ребёнок растёт, и в его жизни появляется всё больше стимулов для проявления эмоций. Подобных ситуаций в жизни каждого родителя – масса. Нередко они выливаются в истерику.

Давайте вспомним, как зачастую реагируют на истерики своего ребёнка родители?

- хотят, чтобы малыш как можно быстрее избавился от отрицательных эмоций.
- считают, что негативные эмоции вредные.
- преуменьшают чувства ребёнка и важность событий, которые их вызывают.
- считают эмоции признаком слабости.
- стараются переключать внимание ребёнка в случае истерики или плача.

Узнали ли в этих словах себя или своих знакомых?
Это кажется очевидным, но на самом деле некоторые люди не имеют обыкновения обсуждать свои или чужие эмоции или же боятся затрагивать тему отрицательных эмоций, чтобы не навредить.
Однако психологические исследования дают понять, что обсуждение эмоций – это, безусловно, полезное занятие. Разговор о том, что гнетёт вас или другого человека, не способен ухудшить ситуацию, а наоборот, приносит облегчение (Mendolia and Kleck, 1993).

В том числе, гнева.
Гнев – это не только деструктивное чувство. Одна из его функций состоит в том, чтобы побудить нас прикладывать дополнительные усилия, а значит, развиваться. Однако маленькому человеку не так-то просто пережить вспышку эмоций, и вот он уже начинает швырять предметы, кричать и топать ногами.

Что делать маме?

1. Сохраняйте спокойствие. Со всеми детьми такое бывает.
2. Признайте эмоции ребёнка: «Я знаю, ты злишься, потому что хочешь взять эту машинку, но она чужая». Важно сказать это вслух, чтобы ребёнок услышал, что вы его понимаете, и сам разобрался, что же с ним происходит.
3. Напомните ребёнку о правилах: «Мы не можем брать чужие игрушки без спроса».
4. После этого перестаньте обращать внимание на проявления гнева. Можно сказать ребёнку: «Я не могу общаться, когда ты кричишь. Перестань кричать, и мы поговорим». Вы уже признали эмоции ребёнка и не должны делать это постоянно.
5. Хвалите за положительные изменения: «Молодец, ты уже стал спокойнее».
6. Когда ребёнок перестанет кричать, предложите альтернативу или переключите его внимание на что-то другое, увлекательное: «А где твой экскаватор? Давай его найдём и выкопаем огромную яму!».

Мы не можем контролировать свои чувства. Гнев – это эмоция, испытывать гнев нормально. Но не каждое поведение приемлемо, и это вы и должны донести до малыша.
Помогите ребёнку, умело выставляя границы дозволенного. Правила должны действовать всегда без исключений и могут касаться режима дня, уборки, вежливости и недопущения жестокости. Наличие таких норм поможет ребёнку почувствовать стабильность и защищённость.
Говорите с ребёнком о его и своих чувствах. Воспроизводите конфликтные ситуации в играх, это поможет прожить эмоции и освободиться от их давления. Работайте над управлением собственными эмоциями, это поможет контролировать их и вашему малышу.
Да, будет непросто, особенно в возрасте 2-3 лет. Но вот увидите, ваши труды не пройдут зря. Скоро ребёнок примет вашу линию поведения («мама спокойна, она понимает, что со мной происходит, я перестану кричать, и мама поможет») и будет знать, как вести себя в сложных ситуациях.

Кстати, эта статья основана на материалах нашего комплекта «Первые эмоции».
Этот комплект посвящён 5 основным чувствам, одно из которых – гнев. Занятия по набору помогут малышам понимать эмоции (свои и окружающих), принимать их, контролировать своё поведение и не зацикливаться на негативных проявлениях чувств.