В этой статье мы поговорим про контейнирование эмоций. Это техника поведения, при которой родитель на время становится “контейнером” для детских эмоций, которые малыш пока не может пережить и отпустить самостоятельно. Задача мамы/папы при этом – выслушать ребёнка, назвать чувства, которые он сейчас испытывает, пожалеть, предложить способ решения проблемы.
Рассмотрим на примере:
Ребёнок бежал-бежал, внезапно споткнулся обо что-то и полетел кувырком. Ему больно, страшно, обидно.
Как может повести себя родитель в этой ситуации?
Испугаться, начать переживать, называть возможные серьёзные последствия, накрутить себя и ребёнка. Страх у малыша остаётся.
Отнестись к ситуации отстранённо (“А я говорила, не надо так носиться!”, “Ты же мальчик, нечего нюни разводить”). Ребёнок по-прежнему напуган и расстроен.
Начать ругать ребёнка – возможно, из-за переживаний, но возлагать на него вину за произошедшее. Может, потом она будет готова пожалеть, но ребёнок и напуган, и обижен. Обнять малыша, пожалеть, подуть/погладить. Проговорить что-то вроде: “Больно, да? Бежал и упал, испугался, наверное. Сейчас всё пройдёт”. Ребёнку быстро становится лучше, так как он чувствует любовь и заботу, понимает, что ему сопереживают и хотят помочь. Это и есть контейнирование, негатива от ситуации у малыша не остаётся.
Младенец не в состоянии справиться с собственными переживаниями. Когда он хочет кушать, он кричит и плачет так, будто бы еды в его жизни не будет никогда – потому, что иначе не умеет. Но когда мама раз за разом берёт его на ручки, говорит что-то вроде “да ты мой маленький, проголодался, сейчас дам тебе молочка” и кормит – малыш понимает, что всё поправимо. И постепенно учится контейнировать себя – то есть, справляться с тревогой самостоятельно.
Все ли этому обучаются?
Да, но в разной степени. Кто-то хорошо “переваривает” свои чувства и живёт в ладах со своим внутренним Я. Кто-то в сложных ситуациях теряет голову или не может выбраться из негативных чувств без поддержки извне. Самому стать “контейнером” для близких, когда им сложно, могут очень немногие люди.
Контейнирование эмоций – это спокойное принятие чувств вашего ребёнка. При этом вы можете дать понять, что не испытываете то же самое. Когда мы сопереживаем другим людям, мы не чувствуем точь-в-точь то же, что и они. Например, если вашего друга бросила девушка и он плачет от горя, вы будете грустить вместе с ним, но вряд ли расплачетесь. Это называется «контейнированием эмоций».
Ещё пример – ребёнок боится, что халат, который висит на его двери, – вовсе не халат, а страшное чудище. Что вам делать? Используйте одновременно признание и контейнирование. Признание: вы понимаете, почему ребёнок испуган, признаёте и принимаете его страх. Контейнирование: вы даёте понять, что халат вас не пугает.
Признание эмоций не такое уж простое занятие. Родитель не просто говорит ребёнку, что халат – это не чудище или что его бояться глупо. Он убирает халат таким образом, что одновременно признаёт реальность детских страхов и показывает, что сам не боится.
По материалам книги “Почему ребёнок плачет и смеётся” из комплекта “Умница.Эмоции”.
«Умница» рекомендует: