В возрасте 2 лет речевое развитие детей-одногодок может значительно различаться. Один малыш уже пытается строить фразу из 2-3 слов, а в арсенале другого – несколько лепетных слов. И всё же для каждого из малышей это время, когда словарный запас (пассивный или активный) пополняется быстро и качественно.
Ребёнок в 2 года понимает довольно большое количество слов, но произносит всего 20-30, многие из которых упрощены или изменены. Когда малышу не хватает слов, он использует жесты и начинает сердиться, если его не понимают. Очень важно показать малышу, что вы его понимаете и переводить его слова на обычный язык.
Сейчас малыш способен донести свою мысль — на каком-то простом уровне, но он может выразить, чего он хочет. Пора работать над разнообразием словарного запаса, а также помогать использовать язык как средство самовыражения. Для этого стоит уделить внимание прилагательным.
Прилагательные появляются в детской речи позднее существительных, глаголов и некоторых наречий. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые не всегда уделяют достаточно внимания тому, чтобы знакомить детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, абстрактным характером значительной части прилагательных. Первые прилагательные, которые сознательно употребляют дети, – это слова, обозначающие размер, вкус, цвет, вес, температуру, разного рода оценки.
Ваша задача — создавать правильную речевую среду. Не лучшая идея говорить малышу “поставить это туда” или “одевайся в это”. Стоит сказать “поставь сандалики на место в коридоре” или “надень футболку с собачкой и красные шорты”. Если малыш не хочет говорить словами, вы можете “не понимать” его жесты и задавать уточняющие вопросы, чтобы молчун пискнул хоть словечко в ответ. Главное, не доводить это до абсолюта и задавать только такие вопросы, на который ребёнок точно в состоянии ответить (“Яблочко или грушу? Не поняла, яблочко?”).
Занятия на развитие речи для детей 2-3 лет:
Ролевые игры
Возьмите игрушку (идеально подойдёт волчонок Веня из набора “Умница.Говорим”:)), пообщайтесь ею с малышом: Как тебя зовут? У тебя есть мама? А как её зовут? А папу? А в каком городе вы живёте?”. Пусть малыш отвечает — разговаривать с игрушкой многим деткам нравится больше, чем с мамой.
Стихи
Очень хорошо подходят стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто и других классиков детской литературы. В конце хорошо знакомого ребёнку стихотворения можно делать паузу, чтобы малыш мог подхватить слово.
Ошибки в книжках
Читая любимую историю малыша, можно специально “ошибаться”. Пусть козлят будет шестеро, и в компанию к трём медведям добавится жираф — ребёнок будет вас поправлять.
Квесты
В квартире можно прятать подарочки или какие-то вкусняшки, и вместе с малышом их находить по подсказкам. Например, можно использовать карточку, на которой изображено кресло. Вы спрашиваете малыша: “Где подарочек? Что у нас тут нарисовано?”
Песенки
Слушайте детские песенки, подпевайте им сами. Замечательно, если они сопровождаются движениями.
Прятки предметов
Разложите на столе предметы — кубики, мелкие игрушки. Прячьте их, называя свои действия: “Где мячик? Ап, и нету мячика. Мячик в коробке”. Это помогает ребёнку ориентироваться в предлогах в/за/под и так далее.
Цветной бег
Приготовьте карточки разных знакомых малышу цветов, например, синий, красный, жёлтый, зелёный. Разложите их в разных уголках комнаты. В руках у вас есть аналогичные карточки. Показывайте ребёнку цвет, называете его, и малыш должен прибежать к карточке такого же цвета.
2-3 года — это время, когда речь детей совершает настоящий прорыв. Детям становится интересно взаимодействовать со сверстниками, многие малыши в этот период начинают ходить в садик, ребёнок готов воспринимать сюжетные истории в книгах и мультфильмах — всё это значительно расширяет его словарный запас и побуждает к самостоятельному общению.