Доставим бесплатно от 6 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Развиваем словарный запас малыша

Вернуться к списку статей

Развиваем словарный запас малышаМария Логоватовская

Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков мира. Учёные называют его объём – более полмиллиона слов! Представляете, какое мощное средство выражения своих знаний, мыслей, эмоций получает Ваш малыш, изучая русский язык. Ребёнок будет владеть языком на хорошем уровне, только накопив богатый словарный запас.

 

Лучше начинать развивать речь малыша с самого рождения. Ведь, как известно, именно в возрасте до трёх лет способности ребенка к изучению языка феноменальны. Вспомните детей в двуязычных семьях, которые обязательно становятся билингвами.

 

Мы знаем, что словарный запас бывает пассивным – узнаваемым, но не используемым, и активным – употребляемым в разговоре и письме, причем первый – гораздо шире, особенно у ребёнка. Пополнять следует оба, в определенные моменты жизни слова могут переходить из пассивного запаса в активный и наоборот. Поэтому в первые годы жизни малыша так важно полноценно общаться с ним, максимально наполняя пассивный словарный запас. Агукайте с малышом, не забывая о естественном языке, речи. Когда кроха начнёт говорить, многие слова перейдут в активный словарный запас. Теперь нужно сохранять и пополнять его  – для этого необходима практика употребления слов.

 

Развиваем словарный запас ребёнка

Как малышу освоить богатство русского языка:

1.    Общение – важнейший способ пополнения словарного запаса. Общаться с крохой нужно с самого рождения, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг него, чем сейчас с ним занимаются, называя его части тела и т.п. Малыш понимает абсолютно всё. Его растущий мозг впитывает новую информацию как губка, и в один прекрасный момент Вы услышите всё что рассказывали,  пели, читали. В пример приведем японских мам, которые разговаривают с младенцем, где бы ни находились: дома, в гостях, в метро, и японские малыши начинают говорить (на японском!) раньше, чем начинают ходить.

 

2.    Чтение, желательно вслух, поскольку восприятие идет по нескольким каналам – видим слово, проговариваем его и слышим. Сначала крохе читает мама, потом он читает сам, когда научится. Без чтения нам никуда – словарный запас человека останется скудным, не выходящим далеко за рамки бытового. Кстати, все «врожденно грамотные» люди попросту очень много читали в детстве и накопили большой пассивный словарный запас.

Чем раньше начать обучение чтению ребёнка, тем шире будет его словарный запас. А приступать к занятиям можно с самого рождения! Малыш может учится читать целыми словами, минуя этап послогового проговаривания. Вы показываете ему карточку со словом и произносите. Карточки можно сделать самостоятельно или воспользоваться комплектом «Чтение с пелёнок», который содержит 800 карточек разного размера, книгу Андрея Маниченко "Как научить ребенка читать", видеокурс для родителей на DVD  и много подарков.

Одновременно кроха знакомится с книгами-листалками, составленными на основе русского фольклора. Также для расширения словарного запаса можно использовать интерактивную программу речевого развития «Говорим с пелёнок», содержащие слова, словосочетания и предложения, проиллюстрированные картинкой или мультиком. Всё это и много другое Вы найдете в комплекте для обучения детей чтения «Букварь с пелёнок».

 

Система развития интеллектаСпециально для самых маленьких компания "Умница" разработала «Систему раннего интеллектуального развития», включающую оба комплекта "Букварь с пелёнок" и "Чтение с пелёнок". Большой набор слов и книги-листалки взаимодополняют друг друга, делая обучение-игру более эффективным и интересным.  «Система раннего интеллектуального развития» - это уникальная возможность начать развитие малыша с самого рождения, выйти в беглое и осмысленное чтение.

 

3.    Пересказ только что прочитанных сказок и их активное слушание. По ходу сказки Вы можете задавать вопросы, интересоваться мнением крохи, просить его пояснения, а по её окончании спросить, что ему понравилось в сказке, какие выводы он для себя сделал и т.п.

 

4.    Поём песенки, потешкиРазучивание вместе с крохой детских стишков, потешек, загадок, пословиц, поговорок, песенок. Во-первых, их слог очень легко запоминается малышами, а во-вторых, именно в них можно оценить все богатство нашего языка. 30 потешек, считалок, мирилок, прыгалок можно найти в комплекте для обучения чтению «Букварь с пелёнок».

 

5.    Игры с крохой в синонимы и антонимы: Вы называете слово, малыш – синоним или антоним. Для игры можно использовать мячик, произнося слова во время бросков друг другу – это весело и вдвойне полезно. Играйте и расширяйте кругозора малыша, показывая ему подписанные карточки с животными, растениями, природными явлениями, окружающими предметами, названиями цветов и т.д. – такие игры объединяет общение и чтение.

 

Общайтесь, читайте, пойте, играйте с малышом.
Пусть родной язык звучит повсюду, наполняя жизнь малыша информацией, мыслями, эмоциями!