Все дети разные. Скорее всего, вы не раз это слышали, но когда дело касается возрастных норм, как-то спокойнее, если ваш ребёнок развивается “как все”, а ещё лучше, с опережением. Но так бывает не всегда, особенно с речью. Задержка речевого развития — это то, чего боятся многие родители. Ребёнок не говорит в 1, 2, 3 года — как понять, нормально ли это и что делать?
Есть три простых вопроса, на которые нужно найти ответы: слух, коммуникация, предыдущие этапы речевого развития.
1. Проверяем слух
Реагирует ли малыш на громкие звуки? Слышит ли он, если тихонечко пошуршать или попищать игрушками недалеко от него?
2. Проверяем коммуникативные навыки
Обращает ли ребёнок внимание на других людей, игрушки, вовлекается ли в активности? Для детей от 12 месяцев — есть ли у ребёнка жесты (да, нет, дай, пока)? Для детей 12-18 месяцев — понимает ли простые просьбы (покажи глазки, дай игрушку)?
3. Проверяем этапы речевого развития
Речь каждого малыша проходит определённые этапы:
• 0-6 месяцев: гуление
• 6-12 месяцев: лепет
• 12-18 месяцев: первые слова
• 18-24 месяца: первые словосочетания
• 24-26 месяцев: фразы и предложения
Если на предыдущих этапах проблем не было, то, скорее всего, волноваться не о чем. Нужно просто немного помочь малышу — стимулировать его общаться, развивать моторику и артикуляцию, работать над пониманием речи.
Когда обращаться к специалистам?
1. Если у вас есть любые сомнения, что малыш слышит/понимает обращённую к нему речь.
2. Если при беременности/родах были осложнения.
3. Если ребёнок начинал говорить, но почему-то перестал.
4. Если ребёнку 4 года, и он всё ещё не говорит.
Но это редкие ситуации. Чаще всего, проблема звучит так — может, но не хочет.
Может, но не говорит. Почему?
1. Важнейшее звено в речи — мотив. Даже не умея говорить, ребёнок желает быть понятым и старается выразить себя разными способами, в том числе, и звуками. Бывает, что у ребёнка мало мотивации говорить — его понимают и без слов. Он прекрасно обходится звуками и жестами.
2. Постоянный звуковой фон дома. Включенные телевизор и радио создают неразборчивый речевой фон, из которого малыш не может вычленить отдельные слова.
3. Мало общения со взрослыми. Эмоциональная связь с мамой — это очень важно для полноценного психического и речевого развития. Ребёнку важно иметь контакт “глаза в глаза”, видеть мимику взрослого, эмоционально откликаться на различные интонации.
4. Незрелость речевого аппарата. Это может быть индивидуальная особенность маленького человека, и ему потребуется больше времени и усилий, чтобы заговорить членораздельно.
С чего начать развитие речи?
1. Говорите короткими фразами. Задача — упростить речевой поток, чтобы он отчётливо слышал конкретные слова и мог понимать их значение. “Кушать. Ваня хочет кушать. Будем кушать кашу”.
2. Используйте звукоподражания. “Ворона КАР-КАР, киса МЯУ-МЯУ” — такие короткие слова понятны ребёнку, ему несложно произносить их самому, и они отлично тренируют артикуляцию.
3. Не коверкайте слова и не добавляйте в них уменьшительно-ласкательные суффиксы. Так они звучат ещё сложнее для ребёнка.
4. Проводите занятия в игровой форме. Если приставать к малышу с просьбами “скажи!” или “повтори!”, ему всё это быстро надоест. Но если разыгрывать ролевые игры с персонажами, читать книжки, рассматривать и обсуждать картинки — тогда развитие речи будет происходить естественно и без принуждения.
5. Обращайтесь к ребёнку как можно чаще. Задавайте вопросы, которые подразумевают ответную реакцию — “Что тебе дать, грушу или банан?”, и каждое “бя” проговаривайте: “Ага, БАНАН”.
6. Одобряйте любые речевые проявления. “Ять” — “Да, это МЯЧ, давай с тобой поиграем в МЯЧ”.
Можно ли обойтись без логопеда?
Да, с набором “Умница.Говорим”
Не ждите, когда ребёнку понадобится логопед, действуйте прямо сейчас! Лучший способ справляться с проблемами — предупреждать их. Набор “Умница.Говорим” был разработан логопедами для занятий дома как раз с этой целью.
Интересные и грамотно подобранные ИГРЫ учитывают все особенности развития речи малышей от 0 до 3 лет. Забудьте про заучивание, бесконечное повторение и “методические материалы” — вы с ребёнком будете играть с плюшевым волчонком Веней, читать книжки, выполнять упражнения на моторику, рассматривать красивые карточки, ползать по огромному игровому полю и с удовольствием проводить время вместе.
В основе набора лежит методика развития речевой активности. Это значит, что игры с “Умница.Говорим” стимулируют малышей произносить сначала звуки, а потом слова и предложения, помогают ребёнку выйти в речевое взаимодействие со взрослым, а потом и заговорить красиво и правильно.
Речь и мышление тесно связаны. Развивая речь малыша, вы закладываете базу его будущих успехов. В садике, школе, работе и личных отношениях люди тянутся к тому, кто умеет донести свою точку зрения, рассказать историю интересно, передать мысли и эмоции словами. Всё это — приобретённые способности. Позаботьтесь о будущем своего малыша, и он обязательно скажет вам: “Спасибо, мама!”.