С чего начинать развитие речи?
Речь ребёнка формируется на основе подражательных способностей и слухового внимания. Развивать такие функции можно с рождения.Собрали вас 12 советов от логопеда о том, как стимулировать речь детей первого года жизни.
1. Включайте крохе музыку – классическую или народную. Даже самые маленькие детки к ней будут активно прислушиваться.
2. В разговорах с малышом часто употребляйте его имя: «Вот какие сапожки у Кати!», «Вот какой Петя большой!».
3. Позвольте ребёнку наблюдать за движениями ваших губ. Растягивайте широко губы: “мы, бы, ды”, делайте их трубочкой “му, бу, ду”, прижимайте верхние зубы к нижней губе “ву, ва, вы”. Скоро малыш начнёт вам подражать. Для привлечения внимания можно накрасить губы яркой помадой.
4. Озвучивайте свои действия. Когда вы одеваете ребёнка, кормите или укладываете спать, ласковым голосом рассказывайте малышу, что вы делаете. Так формируется пассивный словарный запас и стремление включиться в диалог с мамой.
5. Не коверкайте слова. Искажённое произношение фиксируется в памяти детей.
6. А вот сюсюкать можно и даже нужно! Детский язык, в котором машина – “би-би, а кошка – “котя”, имеет характерную структуру, ритм и эмоции. Здесь чётко выражены гласные и согласные звуки и подчёркивается различие между ними.
7. Реагируйте на звуки, которые произносит младенец – можно отвечать ему или повторять звук. Вовлекайте малыша в общение.
8. Привлекайте внимание ребёнка к ярким и понятным событиям прошедшего дня. Если на прогулке малыш наблюдал за кормлением голубей, а вы комментировали этот момент, то вечером будет уместно напомнить ему об этом. Образ голубя и процесс кормления наверняка найдут эмоциональный отклик и закрепят словесное определение.
9. Очень важный момент для активации речи – совпадение момента произнесения слова с действием. Активное движение локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным выдохом и возгласом.
10. Ещё один фактор речевого развития – активизация мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковые игры и такие занятия, как лепка, раскрашивание, аппликация с параллельным проговариванием действий стимулируют развитие речи.
11. Добавляйте простые вопросы в ваши разговоры с ребёнком. Если пока он не может на них ответить – подождите, а после паузы ответьте сами. Постепенно, шаг за шагом, малыш освоит и этот способ общения.
12. С ребёнком нужно говорить, и говорить много. При этом ваша речь должна быть лаконичной, не перегруженной лишней информацией. Для малыша в данный период любое, даже самое простое, слово – это просто набор звуков. Вам придётся много раз повторить его, прежде чем кроха установит связь между сочетанием звуков и самим предметом. В этот период слова нужно повторять по много раз, в разных формах, включать их в предложения. Не будьте «роботом»: разнообразная интонация, мимика и жесты помогут сделать этот процесс увлекательным и живым.
При подготовке материала мы обращались к книге “От гуления к говорению” из комплекта “Умница®. Говорим”. Этот комплект был разработан для детей 0-3 лет, и мы от всей души рекомендуем его в каждую семью.