В любых развивающих занятиях рано или поздно мама замечает, что интерес малыша неравномерен. Недавно ребёнок не сводил с карточек глаз, сегодня хорошо, если две посмотрит. Месяц назад радостно приветствовал каждую листалку и любил потешки, а теперь только увидит и сразу в рот, без малейшего уважения к раннему развитию. Конечно, мама теряет запал - в занятиях появляются пропуски, возникает ощущение, что они «не идут». Вам это знакомо? Тогда знайте: всё поправимо!
Почему спадает интерес малыша?
Причина 1. Однообразие
Пожалуй, это наиболее распространённое явление. Вы обнаружили, какие формы показа нравятся ребёнку больше всего, вошли в ритм и занимаетесь системно. Вроде бы всё идёт хорошо, по правилам, но малыш всё чаще начинает отвлекаться, не досматривает карточки до конца, а потом и вовсе... Стоп!
Здорово, что удалось найти такие способы занятий, которые приводили малыша в восторг. Но нельзя превращать игру в механическое действие. Интерес к одной и той же игре не может держаться долго, так устроены и дети, и взрослые. А значит, формы показа надо менять, причём делать это до того, как ребёнку перестанет быть интересно.
Найдите хотя бы три-четыре игры с карточками. Особенно если комплектов несколько. Например, на этой неделе оттенки из «Творчества с пелёнок» висят на стене, карточки из «Чтения с пелёнок» мама находит под одеялом, а «Математику с пелёнок» смотрим из кроватки. А ещё лучше чередовать. В конце концов, это игра! А чем больше фантазии, тем увлекательнее играть.
Причина 2. Мама очень старается сделать всё правильно
Может быть, это звучит странно, но чрезмерные усилия мамы по развитию ребёнка тоже могут вызвать у него обратную реакцию. Да, существует готовая программа для занятий с малышом. Но не существует «универсальных» детей и родителей, программу можно (и нужно!) подстраивать под своего ребёнка и себя. Обучение принесёт намного больше пользы, если оно будет идти в радость. Вы первый учитель крохи, самый чуткий и внимательный, и именно вы лучше всех знаете, когда занятие можно пропустить, чем его разнообразить, через какой этап перескочить. Не бойтесь экспериментировать, ваша задача – не выполнить все рекомендации разработчиков, а получить удовольствие от общения с ребёнком и увидеть, что ему игра тоже нравится.
Причина 3. Возрастные особенности
Малыш растёт и развивается, что-то меняется в его характере и поведении. И это нормально! Когда он не умел ползать, то карточки можно было показать «в лоб», и этот подход работал. Но когда кроха освоил движение вперёд, ему не хочется лежать, в том числе, ради карточек. Теперь до них можно доползать, ура новой игре! Малыш полюбил листать книжки – ух ты, оттенки и точки могут скрываться между страничками, это неожиданно, а потому интересно. Ребёнок побежал – теперь часть карточек можно спрятать под одеялом в спальне, а часть разложить на кухне, а потом вместе их найти. Подстраивайтесь под новые возможности крохи.
Итак, что делать, если ребёнок не хочет смотреть карточки?
1. Сделайте перерыв. Дайте себе и малышу отдохнуть и соскучиться по конкретному комплекту (если проблема с ним) или занятиям вообще. Однако не забудьте вернуться к ним через неделю, тогда можно продолжить с того, на чём вы остановились.
2. Поменяйте формы показа. Особенно если возвращаетесь к занятиям после перерыва. Нет однообразию и формализму, давайте играть! Если на ум не приходят интересные идеи занятий - черпайте вдохновение у единомышленников, например, в Клубе «Моя Умница» или аккаунтах «Умницы» ВКонтакте или Инстаграме!
3. Перечитайте книги по раннему развитию или методические рекомендации к комплектам. Там много хороших, правильных слов, которые вдохновляют и окрыляют маму. А увлечённая мама - главный двигатель прогресса ребёнка. Кроме того, можно заметить, что вы в чём-то были неправы, например, не соблюдали какие-нибудь из законов раннего развития. Рекомендуем обратить внимание на книги «После трёх уже поздно» (Масару Ибука), «Поверь в своё дитя» (Сесиль Лупан), «Гармоничное развитие ребёнка» (Гленн Доман), «10 законов обучения с пелёнок» (Андрей Маниченко).
4. Позвоните на горячую линию по раннему развитию: 8-800-200-08-07 (круглосуточно, бесплатно). Специалисты «Умницы» всегда готовы вас поддержать, разобрать конкретно вашу ситуацию, дать совет. Чем разнообразить занятия? Как правильно проводить проверки? Какие бывают игры с карточками для вашего возраста? Позвоните нам, мы расскажем!
Занимайтесь в удовольствие, и малыш обязательно скажет вам «спасибо»!
Рекомендуем для занятий: