Недавно наша команда специалистов по развитию детей побывала на VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2019).
На конференции большое внимание уделялось билингвизму, было много интересных докладов. Этот пост мы построим в формате “вопрос-ответ”, где на каждый обывательский вопрос будет дан ответ на основе выступлений экспертов.
• Иностранный язык с рождения — это какая-то новая мода?
Нет, это естественное для человечества явление. Миллионы людей на Земле живут в многоязычной среде и владеют несколькими языками с рождения. Да и в России полилингвизм был обычным явлением, в зажиточных семьях XIX века дети знали французский (а нередко ещё английский и немецкий) на уровне русского языка.
• Не вредно ли перегружать мозг ребёнка в раннем возрасте?
Наоборот. Физиологически, детям легче всего изучать что-то новое в возрасте с рождения и до 7 лет. В это время в мозгу активнее всего формируются нейронные связи. В результате созревания часть из них не будет использоваться и исчезнет. Поэтому в раннем детстве, когда ещё востребованы “излишние” нервные связи, дети могут легче всего овладеть грамматикой и произношением иностранного языка.
Более того, билингвизм очень полезен для мозга. Многоязычие увеличивает плотность серого вещества и замедляет процессы старения клеток мозга.
• Зачем начинать с рождения? Не лучше ли подождать до школы?
В возрасте до 7 лет у ребёнка идёт ОСВОЕНИЕ языка, а после этого — ИЗУЧЕНИЕ. Освоение происходит естественно и начинается уже в пренатальном периоде. В 6-7 лет освоение перетекает в изучение, то есть, ребёнку приходится прикладывать усилия. При единовременном освоении нескольких языков с рождения в мозгу формируется общая зона обработки речи. Если в раннем возрасте задать лингвистическую базу, то ребёнку в дальнейшем будет легче даваться иностранный язык.
• Не будет ли малыш путать языки?
Поначалу будет, и это нормально. Для маленького ребёнка нет языка как такового, есть отдельные слова, и первое время он будет произносить те, что проще (из любого из знакомых языков). Постепенно среда возьмёт своё, и один язык станет ведущим. А остальные будут использоваться в подходящих ситуациях (при разговоре с носителем или во время ваших игровых занятий иностранным).
По материалам Ирины Сысоевой, директора программы иностранных языков Университета Картахены, Колумбия.
Нам было приятно узнать, что со своими детьми Ирина занимается по нашему комплекту “Умница.Skylark English”, и они очень любят эти занятия. Комплект построен на научных исследованиях в области билингвизма и рассчитан на детей с рождения до 3 лет.Рекомендуем для занятий: