Доставим бесплатно от 3 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Что делать, если малыш не говорит? Советы для развития речи.

Вернуться к списку статей

Когда ребёнок научится говорить, сколько слов он должен произносить к году (двум, трём годам), нормально ли развита его речь и что делать, если есть проблемы... Родители сталкиваются со многими вопросами. Давайте разбираться!

Когда ребёнок должен научиться говорить?

Как правило, структура развития речи примерно такая:

  • До 9 месяцев малыш издаёт так называемые лепетные звуки. Это склады, которые он повторяет без привязки к реальным объектам или действиям, пытаясь подражать окружающим.
  • К году из лепетной речи оформляются первые слова. Обычно ими бывают ма-ма, па-па, ба-ба, дай, некоторые звукоподражания типа ав-ав или мяу-мяу. Словарный запас в этом возрасте очень индивидуален, в таблицах возрастных норм указывают от 3 до 50 слов.
  • К 2 годам у малыша формируется фразовая речь — короткие предложения типа «дай банан» или «мама, бай-бай». Словарный запас значительно расширяется, речь становится чётче и понятнее окружающим.
  • К 3 годам ребёнок может уверенно отвечать взрослому, используя прилагательные, глаголы. Он описывает происходящее, умеет обобщать и пересказывать. Появляются первые «почему».
  • К 4 годам малыш уже полноценный собеседник.

Если ребёнок не говорит?


Как и всё, что касается детей, развитие речи - это процесс индивидуальный. Ваш малыш не знает о каких-то возрастных нормах и овладевает речью в своём ритме, который может не совпадать с опытом других родителей и статьями в интернете. Но если ребёнок к 2 годам так и не заговорил, родители начинают тревожиться.

Причины затянувшегося молчания:

  • Наследственность. Если мама и папа тоже не сразу заговорили в детстве, то очень вероятно, что и малыш пойдёт по их стопам.
  • Отсутствие необходимости. В семьях, где желания ребёнка предугадываются (или наоборот игнорируются), малышу просто нет потребности что-то говорить.
  • Проблемы со слухом или речевым аппаратом. Конечно, диагностировать это может только врач, но и родители, как правило, о чём-то догадываются. Если ребёнок редко откликается на своё имя, игнорирует просьбы - то это однозначно повод для обращения к специалисту.
  • Постоянный звуковой фон дома. Включённый весь день телевизор превращает речь родителей в такой же звуковой фон, который ребёнок начинает игнорировать.
  • Проблемы со здоровьем, травмы (в т.ч. родовые), перенесённые операции.

В любом случае, стоит ориентироваться на общее развитие малыша. Если в 2, 3 года он понимает обращённую к нему речь, выполняет простые просьбы, выражает свои потребности жестами, значит у вас нет особых причин для беспокойства. У многих детей лингвистический прорыв случается к 3 годам, и они начинают говорить сразу предложениями, «активируя» свой пассивный словарный запас. Существует теория, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, однако научных оснований она не имеет.

Как развивать речь малыша?

Хотим познакомить вас с комплектом «Говорим с пелёнок» — эффективным инструментом для развития речи детей с самого рождения. В его основе лежит методика речевой активности: в игровой форме ваш малыш учится разговаривать, узнаёт новые слова и вовлекается в диалог. Занятия по комплекту включают в себя:

  • Потешки, пестушки и другие фольклорные стишки. Они ритмичны, понятны детям, а также дают возможность предугадать окончание и повторить его.
  • Игры для развития мелкой моторики.
  • Логопедические материалы: карточки-бормоталки и карточки-подражалки расширяют сначала слоговый запас, а потом и стимулируют выход в речь. Книжки-говорилки побуждают детей использовать прилагательные, делая речь богаче и выразительнее.
  • Материалы для ролевой игры. В комплекте есть игрушка — волчонок Веня, а также специальные книжки-повторялки, с которыми можно разыгрывать сюжетные игры с Веней.

В комплекте есть удобные дневнички на каждый день занятий и понятное методическое сопровождение.

Чем раньше вы начнёте заниматься, тем быстрее получите результат!

Рекомендуем для занятий: