Как только ребенок появляется на свет, он начинает изучать окружающий мир. Цвет – одна из важнейших характеристик любого предмета. Умение различать цвета и знать их названия – важная ступень в интеллектуальном развитии ребёнка, необходимое умение, которое нужно развивать как можно раньше. Чем быстрее он освоит основные цвета и их оттенки, тем стремительнее будет развиваться его интеллект и творческие способности, тем ярче проявится способность ребенка воспринимать мир во всем его многообразии.
Этапы формирования знания цветовой гаммы
Взрослые ошибаются, считая, что они учат ребенка различать цвета. Различать цвета малыш способен почти с самого рождения. Вот только знать название цветов и оттенков природа возможности не дала. Этот «пробел» и должны устранить родители и педагоги.
Самое главное: это обучить ребенка выделять предмет конкретного цвета из общей группы разноцветных объектов, определять цвет и уметь объединять предметы определенного цвета в одну группу. Это и есть одно из проявлений интеллектуальной способности к анализу и синтезу информации.
Ученые считают, что почти с рождения ребенок умеет различать темные и светлые тона. А первым «цветным» оттенком распознается желтый. За ним следуют теплые цвета этой группы: красный и оранжевый. В первые месяцы жизни постепенно идентифицируются зеленый, синий и фиолетовый. К полугоду малыш зрительно различает все основные цвета. Осталось только научить их названиям этих цветов и приступить к знакомству с широким спектром оттенков, которых насчитывается сотни. Например, методика компании «Умница» знакомит детишек со 100 цветами. (Она так и называется «100 цветов») Это много? Ничего подобного! Человеческий глаз способен распознавать около 100 миллионов цветовых оттенков. Но знать дошкольнику сотню цветов с их особенностями и названиями очень неплохо!
Долгое время официальная педагогика считала, что различать цвета ребенок должен уметь к трем годам, причем это требование распространялось только на базовые цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый и желтый. Но многие современные методики, учитывая повышенные требования времени, уверены: цветам нужно начинать учить намного раньше – с пелёнок. Не зря специалисты компании «Умница» назвали свою методику раннего развития «Творчество с пелёнок», в состав которой вошел комплекс пособий по развитию цветового восприятия.
Важно, что этот комплекс направлен на развитие самых разных творческих способностей человека: умения рисовать, конструировать, понимать и слышать музыку, излагать свои мысли на бумаге.
Методы развития знания цветов
С учетом особенностей детского возраста раннего периода для обучения цветам широко используются такие варианты игрового обучения:
- развивающие игрушки;
- обучающие карточки;
- настольные игры;
- раскраски, книги;
- компьютерные развивающие игры;
- творчество взрослых и т. д.
При обучении ребенка цветам обычно придерживаются такой последовательности действий.
- Акцентирование внимания на цвете предметов.
- Сортировка предметов в зависимости от цвета.
- Рисование и лепка.
При общении с малышом следует постоянно соотносить предмет с цветом. При этом важно разделять понятия «предмет» и «цвет». Нежелательно говорить «это синий мячик», «это красный мячик». Лучше сформулировать так: «Это мячик. Он синий». При таком подходе ребенок быстрее поймет, что мячик бывает синий, а бывает и какого-то другого цвета.
Вначале для сортировки берутся предметы одинаковой формы. Разделение на кучки происходит вначале с помощью взрослого, а потом – самостоятельно. Названия цветов обязательно проговариваются.
Это более сложные действия, требующие от ребенка знания особенности цветов и способности соотносить предметы и цвета.
Комплект «Творчество с пелёнок» использует многие общепринятые приемы обучения цвету. Но при этом он дает куда более глубокие знания в этой области, учитывая огромные возможности мозга человека в возрасте до 3 лет и последние достижения методики раннего развития.
Чему учит «Творчество с пелёнок»
Важно, что комплект «Творчество с пелёнок» направлен на развитие самых разных творческих способностей человека: умения рисовать, конструировать, понимать и слышать музыку, излагать свои мысли на бу6+маге. Представьте: вашему ребенку всего несколько месяцев, а он безошибочно находит предметы определенного цвета, с интересом рассматривает иллюстрации, с удовольствием слушает любимые музыкальные композиции и способен осмысленно собирать пирамидки, мозаики и целые композиции.
При каком условии это может происходить? Если в самого рождения взрослые занимались ребенком по методике «Творчество с пелёнок», вовремя взявшись за развитие его памяти, внимания, воображения, фантазии, речи и формирование практических навыков рисования, конструирования, составления небольших текстов. Не зря «Творчество с пелёнок» входит в состав Программы Развития Интеллекта!
Кроме методики «100 цветов», в комплекс входит:
- знакомство с изобразительным искусством;
- обучение конструированию;
- формирование музыкального вкуса и слуха;
- развитие устной и письменной речи и даже литературного творчества.
В результате занятий на протяжении 55 недель у ребенка формируется нестандартное мышление, что необходимо в любой сфере деятельности, в том числе – и в точных науках. Кроме того, программа позволяет выявить таланты и склонности малыша на самой ранней стадии, что позволяет в дальнейшем сконцентрироваться на развитии определенного навыка.
Обучение цветам с пелёнок
В комплект «Творчество с пелёнок» входят такие пособия, развивающие цветовое восприятие и художественный вкус.
- 10 больших карточек с основными цветами – для самых маленьких. Их нужно показывать ребенку, четко называя цвет. Через некоторое время малыш будет сам выбирать карточку нужного цвета.
- 100 карточек с базовыми цветами и их оттенками – для «продвинутых» малышей. С обратной стороны карточки написано название цвета и познавательная информация об этом цвете.
- 9 альбомов с цветными страницами – для понимания места и значения цвета в жизни. Происходит интеграция понятия цвета с предметами окружающей жизни, живописью, музыкой, литературой.
- 20 арт-листов для рисования карандашом и красками и 9 арт-конструкторов и 16 трафаретов – для использования цвета в своих работах. Ребенок закрепляет знание цветов на практике в рисунках и творческих работах.
Вся работа по формированию цветовых понятий расписана в «методичках» − дневниках занятий. А особенности самой методики изложены в книге «Творческое развитие ребёнка».
Изучать цвета с малышом поможет игрушка «Волшебная Капелька», которая может «приносить» в своем кармашке цветные карточки и «рассказывать» много интересного. А все цветовое волшебство может происходить под чудесную музыку с диска DVD.
Современная методика уже доказала, что понимание цвета не может происходить в отрыве от других видов искусств. Только комплексный подход к развитию малыша может сформировать прочные навыки в разных областях знаний.