Современная педагогика и психология однозначно утверждают: чем раньше заговорит малыш, тем больше у него шансов добиться успехов в жизни. И в чем же связь между ранним процессом говорения и жизненным благополучием? Для ответа на это вопрос необходимо вспомнить о самом процессе становлении устной речи и интеллекта человека, связь между которыми самая прямая.
Этапы развития устной речи
Как показывает практика, своё первое слово ребёнок говорит в возрасте 1 года. Этому предшествуют гуление (1-3 мес.), произношение гласных звуков (3-4 мес.), активное интонирование фраз из гласных и согласные (4-6 мес.), лепет с произношением слогов (7-12 мес.).
И вот уже в годовалом возрасте ребенок говорит первое слово, приводя в восторг всех своих родственников. К 18 месяцам малыш способен произнести от 5 до 20 слов, а к двум годикам складывает из них короткие фразы-предложения.
Важно: если малыш выпадает из этого примерного графика, нужно обратиться к специалисту за консультацией. И как знать? Быть может, ему сможет помочь методика раннего развития Домана-Маниченко, а именно, комплект «Говорим с пелёнок», который входит в «Программу Развития Интеллекта».
Да-да! Именно интеллекта! Потому что раннее развитие устной речи – это прямая дорога к высокому уровню интеллектуальных качеств человека. Умение правильно говорить – это владение даром убеждения, это прекрасное ораторское искусство, это талант излагать свои мысли на бумаге.
Именно поэтому учить ребёнка говорить нужно с самого рождения: это и активизация мышц речевого аппарата, и эффективная подготовка к овладению чтением, и ускоренное развитие всех мыслительных процессов: памяти, внимания, логического и абстрактного мышления, способности анализировать и обобщать.
Методика «Говорим с пелёнок» пропагандирует обучение говорению с самого рождения. И результаты таких занятий способны приятно удивить даже самых опытных педагогов, детских психологов и, конечно же, самих родителей.
Чему учит методика «Говорим с пелёнок»
Суть этой методики – обучение говорению… через умение читать! Ребенок учится читать целыми словами раньше, чем говорить. Вербальное восприятие информации через «озвучку» взрослыми картинок и слов способствует развитию в мозге необходимых связей. В результате, произнесение первого слова еще до возраста в 12 месяцев и раннее составление предложений с использованием разных частей речи: глаголов, прилагательных, наречий.
Взрослые не всегда понимают, что мозг развивается быстрее и раньше, чем это происходит с формированием речевого аппарата. Это и берет на вооружение методика Домана-Маниченко, натренировав вначале мозг ребенка, научив его читать «про себя», а лишь потом облекать визуальный текст в звуковую оболочку.
Как научить говорить с пелёнок?
Комплект пособий методики Домана-Маниченко «Говорим с пелёнок» предлагает для этого несколько путей.
- Развитие речевого аппарата и моторики с помощью книжек-листалок.
- Обучение чтению и расширение словарного запаса с помощью карточек со словами.
- Формирование знания звуко-буквенного состава слова посредством карточек с буквами.
- Стимуляция умения говорить через просмотр материалов DVD-программы «Понималка».
Их в комплекте 30 штук. Взрослый листает перед малышом книжку, на страницах которой крупным красным шрифтом напечатан текст фольклорных стишков, потешек, честушек и т. д. Малыш запоминает графическое воплощение слов, готовя себя к чтению и говорению. А потом его ждет игра на развитие моторики.
Слова из текстов книжек-листалок напечатаны теперь более мелким шрифтом черного цвета. Их можно показывать малышу с проговариванием, составлять из них уже знакомые тексты, а позже – и произносить самому ребенку. Со временем малыш начинает находить нужные слова самостоятельно.
Слова составляются из букв, читаются и произносятся.
Всего 2-3 раза в день по 5 минут – и малыш будет незаметно развивать свою речь. Уже с полугода он способен «заниматься» в таком режиме, обучаясь языку жестов. Родители смогут его понять уже сейчас!
Для помощи родителям авторы методики предлагают три дневничка для облегчения планирования занятий; книги А. Маниченко о пользе и приемах раннего развития детей.
Интересно! Программа речевого развития на DVD «Понималка. Первые жесты» и две методички предлагаются родителям в подарок!
Некоторые рекомендации по раннему развитию речи детей
Методика «Говорим с пелёнок» гарантирует успех только при соблюдении родителями некоторых правил.
- Показывать в день не более 1-2 книжек-листалок и обязательно повторять «чтение» книжек на следующий день.
- Проводить массаж рук и пальчиковые игры.
- Знакомство с текстами облекать в игровую форму.
- Разнообразить занятия с помощью карточек слов и букв, выкладывая языковые единицы.
- Стимулировать повторение слов и заучивание текстов.
Итоги обучения с помощью комплекта «Говорим с пелёнок»
Сомневаетесь в эффективности раннего развития устной речи? Если занятия по комплекту «Говорим с пелёнок» сделать систематическими, то можно добиться многого.
- Раннее развитие устной речи.
- Грамотное письмо.
- Правильность речи: логика, грамматика, построение распространенных предложений, эмоциональность, интонирование.
- Легкость обучения в школе.
- Простота усвоения материала русского языка и литературы, а также других «устных» предметов: истории, обществознания, биологии, географии и др.
- Понимание материалов точных наук: математики, физики, химии и способность излагать теоретическую информацию устно и письменно.
- Быстрое выполнение домашних заданий с освобождением времени для кружков, секций и отдыха.
- Формирование высокого уровня интеллекта, открывающего путь к успеху в обучении и профессиональной деятельности.
И можно не беспокоиться, что «ранний» ребенок с богатой правильной речью заскучает в детском саду или школе. Он всегда и во всем найдет что-то новое и интересное, будучи лидером в любых начинаниях.