Маленькие дети нетерпеливы. Им надо всё и сразу, прямо здесь и сейчас. Как часто мы, родители, сталкиваемся со слезами ребёнка, когда он не получает сразу то, что ему нужно. Малышу трудно спокойно подождать, когда сварится каша, если он голоден. Мы думаем, что малыш избалован и изводит нас специально. Но это не так. Он просто малыш. Который пока ещё не умеет терпеливо ждать, подстраиваться под происходящее, сдерживать себя. Но он обязательно этому научится, если мы, родители, дадим ему эту возможность.
Как исполняются мечты?
Умение ждать (или навык самоконтроля) – важнейший фактор, по которому можно предсказать, насколько успешен будет человек в жизни. Но этот навык не единственный такой важный. Самоконтроль развивается в конкретном участке головного мозга параллельно с несколькими другими навыками, и вместе их называют функциями регуляции или интеллектуальными навыками. В психологии они также известны как управляющие или исполнительные функции. Помимо самоконтроля они включают в себя:
• Умение видеть наперёд (или навык планирования)
• Умение перестраиваться (или гибкость мышления)
• Умение держать в голове информацию, нужную для выполнения задачи (или рабочая память).
• Умение перестраиваться (или гибкость мышления)
• Умение держать в голове информацию, нужную для выполнения задачи (или рабочая память).
Благодаря этим навыкам мы можем планировать, организовывать и решать задачи, распоряжаться своим временем, концентрироваться, помнить нужные вещи и контролировать своё поведение. Это то, чем мы пользуемся каждый день. И от того, насколько хорошо развиты эти навыки, зависит то, как мы справляемся с повседневными ситуациями, добиваемся поставленных целей.
Если коротко, то это то, что помогает нам осуществлять задуманное. Чтобы наши цели и мечты становились реальностью.
Мечты мечтами, но нам надо готовиться к школе!
Как говорят педагоги, чтобы подготовить ребёнка к школе, важнее не научить его считать и писать, а развить его интеллектуальные навыки. Малыш легко освоит и чтение, и счёт, если он умеет концентрироваться на задаче, терпеливо выслушать задание, помнить информацию. Наверное, проблема этих навыков в том, что они не явны, невидимы для нас. Но тем не менее, их значение в том, как будет успевать ребёнок в школе, огромно.
Без развитой памяти ребёнку трудно будет научиться вычислять в уме, понимать прочитанный текст. При этом он может отлично знать буквы и читать слова, но значение прочитанной фразы может оказаться для него за пределами понимания. Он просто забывает к концу предложения то, что прочитал в его начале.
Без самоконтроля ребёнку трудно устанавливать отношения со сверстниками, играть с ними в игры, следовать правилам. Трудно усидеть за партой и концентрироваться на задаче. Часто можно видеть, как школьнику тяжело сесть и быстро сделать домашнее задание – малыш может потратить целый день на его выполнение, с отвлечениями и родительскими увещеваниями.
Без развитой гибкости мышления ребёнку страшно учиться. Ведь учёба предполагает совершение ошибок, необходимость делать из них выводы и находить новые пути решения. Негибкий же ученик все свои силы тратит на переживание того, что он не справился. А планирование – навык, без которого малыш не может распланировать своё время так, чтобы сделать вовремя всё, что задано.
Получается, развитие интеллектуальных навыков готовит ребёнка не только к успеху в жизни, но и просто к школе.
Как развивать эти волшебные навыки?
Интеллектуальные навыки не являются врождёнными. Они развиваются постепенно, по мере созревания мозга. Но этот процесс происходит не автоматически, а зависит от получаемого ребёнком опыта. И хотя эти функции могут быть развиты и в более позднем возрасте, фундамент их закладывается в раннем детстве.
Вы, как родитель, можете заложить этот фундамент для своего малыша. Просто, естественно, в игре. С помощью нашего комплекта «Умница» – новинки этого года.