Доставим бесплатно от 3 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Как развить речь у ребенка? Гуляем и разговариваем

Вернуться к списку статей

Как развивать речь ребенкаОчень важны для развития речи ребёнка не только занятия с мамой дома, но и обычные ежедневные прогулки. Они дарят малышу массу впечатлений, помогают познавать окружающий мир. Именно во время прогулок у крохи рождается множество вопросов и умозаключений, требующих формулировки, значит, появляется естественный стимул к общению, обозначению эмоций, переживаний и мыслей словами. Маме остается лишь направить интерес ребёнка в нужное русло: разговаривать с ним, обсуждать увиденное и услышанное. Малыш узнает новые слова, познакомится с новыми понятиями и вскоре начнет их использовать в собственной речи.

Прогулки — идеальный способ эффективно и легко развивать речь ребенка, это отличное время для эффективного и лёгкого развития речи ребенка. Организуем его!

Уже в самом раннем возрасте малыш пытается воспроизвести услышанные на улице звуки, кстати, рождающие более сильные эмоции, чем привычные домашние аудиальные впечатления: «ав-ав» имитирует лай собаки, «ж-ж-ж» — работающий мотор автомобиля, «мяу» — мяуканье котенка и пр. Попытки повторить услышанное и являются зачатками речи.

Когда ребёнок начинает ходить, пусть даже неуверенно, поощряйте его: подвижность создает благоприятную почву для развития мыслительной и речевой активности малыша. Путешествие по дорожкам парка и наблюдения (причем, неважно, что именно становится их объектом — падающие кленовые листья, гусеницы, снежинки или птички) создают фантастические возможности для получения первого исследовательского и аналитического опыта, формирования эмоциональной сферы личности. Именно эмоциональное развитие поможет вашему малышу видеть и понимать прекрасное в искусстве и в жизни, легко находить общий язык со сверстниками, не испытывать сложностей в общении.

Вы хотите, чтобы речь вашего крохи день ото дня становилась богаче, выразительнее, красивее? Значит, нужно расширять его словарный запас, и прогулка — замечательное средство для этого. Малыш видит предмет или явление и обязательно интересуется, что это, как это работает. А взрослым, чтобы развить речь у ребёнка, остается просто подробно отвечать на вопросы, можно на чуть более глубоком уровне, чем это есть в представлении малыша, но обязательно поясняя все новые детали. Не волнуйтесь, ваш малыш все поймет и запомнит!

Как же во время прогулки мы будем развивать речь? Несколько советов:

Букварь с пелёнок
  • рассказывайте, описывайте, что окружает вас, поддерживайте интерес ребёнка к происходящему вокруг;
  • строя собственные высказывания, используйте различные части речи для обозначения предметов, их признаков, действий: каток, каталка, кататься, катящийся и т. д.;
  • делайте свою речь эмоциональной и богатой интонационно, сохраняя при этом спокойный тон, не повышая голос;
  • не опасайтесь, что малыш не поймет вас, в момент общения он учится слушать и воспринимать родную речь.

Возьмите с собой любимую книжку-листалку вашего ребёнка из комплекта «Букварь с пелёнок». Когда вы устанете гулять и присядете отдохнуть, кроха с удовольствием будет рассматривать весёлые странички и поиграет с мамой. Не забудьте похвалить и обнять малыша! Какой он у вас умница!

Самый благоприятный возраст, когда можно активно развивать речь ребёнка на прогулке, начинается с 5–6 месяцев: малыш уже может сидеть в коляске и рассматривать происходящее вокруг. В дальнейшем вы можете развиваться на каждой прогулке, усложняя общение: сначала это монологи взрослого, затем диалоги, в которых малыш становится с каждым днем активнее, структура его высказываний усложняется, а круг интересов расширяется, затем игры. Уверены, что 2 годам вы будете уже играть с малышом на прогулках в слова!


Приёмы, развивающие речь у ребенка младшего возраста

Даже обычная детская площадка дает множество возможностей для специальных упражнений по развитию связной речи. Например, ребёнок играет в песочнице и одновременно:

  • узнает однокоренные слова (песок, песочек, песчаный, песочный и др.);
  • учится употреблять их в разных формах (песка, песку, на песке и т. д.) и составлять с ними предложения;
  • строит синонимические ряды (песок мокрый, сырой, влажный);
  • пробует противопоставлять явления и использовать для их названия антонимы (песок мокрый или сухой, чистый или грязный, светлый или темный; песчинки мелкие или крупные);
  • знакомится с различными по звучанию и эмоциональной окраске словами (камень, камешек, каменюга, булыжник), обозначающие одно и то же.
Развитие речи

Все эти игры помогают не только развить фонематический слух (способность различать и идентифицировать звуки речи), расширить словарный запас и обогатить речевую память, но и способствуют совершенствованию эмоциональной сферы ребенка.

Кроме того, в процессе игры можно:

  • учиться анализировать и делать выводы: после дождя песок мокрый, утром он сырой и холодный, а днем сухой и тёплый, потому что его высушило и нагрело солнышко; сухие песчинки легко просыпаются сквозь пальцы, а из сырого песка получаются замечательные куличики и т. п.
  • в обычной песочнице найти настоящие сокровища — палочки необычной формы, удивительной красоты разноцветные камешки.

К тому же, игры — от перевозки песка на грузовичке до строительства замка — помогают:

  • овладеть новыми словами и словесными конструкциями, получить новый субъективный опыт.

Любой уголок двора, сквера, парка становится уникальным кладезем впечатлений и возможностей для развития речи ребенка. А дома можно закрепить результат, играя и занимаясь по другим комплектам, среди самых любимых малышами — «Карточки Домана на DVD».

Еще раз напомним главное: поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Истинной наградой для вас станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка, а кроме того, привычка общаться с родителями, искренняя привязанность и восприятие старших как интересных собеседников.