- Чтение по буквам
- Чтение по складам
- Чтение целыми словами
Чтение по буквам
Пожалуй, эту методику обучения чтению можно назвать самой распространённой и даже классической. Принцип кажется простым: сначала малыш запоминает отдельные буквы, а потом учится читать из них слова. Скорее всего, так учились читать вы, ваши родители и многие поколения до них.
Как проходит обучение?
Изучать буквы можно с любого возраста, но переходить к их осознанному чтению малыш начнёт в 3-4-5 лет (в зависимости от характера ребёнка, интересов мамы и игрового подхода к занятиям). Вы показываете ребёнку слово из уже знакомых ему букв и через наводящие вопросы ("где здесь буква А?") помогаете ему узнавать их. Обычно с этим не возникает особых сложностей. Следующий этап - переход к самостоятельному чтению, и он может длиться несколько месяцев. Задача малыша - не только назвать отдельную букву, но и составить из них слово. Из "М", "А", "М", "А" прочитать "МАМА". На эту тему существует множество игр и пособий.
Плюсы
- Интуитивно понятно, что нужно делать.
- Множество материалов (мультфильмы, электронные игры, программы на компьютер типа "говорящие буквы" и т.д.). Пособия для обучения чтению дошкольников несложно сделать самим.
Минусы
- Медленная скорость чтения. Ребёнок привыкает читать так, как он проговаривает каждую букву - "ЭМ", "А", "ЭМ", "А". Воспринимает информацию он точно в таком же темпе, и "разогнаться" потом очень непросто.
- Сложность в переходе от называния отдельных букв к целому слову. В большинстве случаев этот этап затягивается на длительное время и вызывает у малыша непонимание, а зачастую и потерю интереса к чтению. Многие дети стесняются читать слово, так как испытывают неуверенность и боятся ошибиться.
- Буквы малышу необходимо заучивать. Всё это занимает много времени и вынуждает постоянно возвращаться к пройденному материалу.
Авторы методик и пособия
Различные "Буквари" Олеси Жуковой, а также множество других пособий: магнитные азбуки, кубики, книги или карточки с буквами, онлайн-игры, приложения на телефоны и планшеты, говорящие игрушки и так далее.
Чтение по складам.
Родоначальником этого метода обучения чтению считается Лев Толстой, также набирают популярность обучение чтению по Жуковой, Зайцеву, Чаплыгину. При таком подходе минимальной единицей является не отдельная буква, а склад. Малыш читает сразу "МА" и "МА", что позволяет увеличить скорость чтения. Большинство таких пособий для обучения чтению рассчитаны на детей от 3 лет.
Как происходит обучение?
Для занятий используются различные материалы: кубики, книги, карточки. В зависимости от выбранной методики (а их в поскладовом подходе несколько), вы будете или пропевать малышу склады, или разыгрывать с ним сказки, или решать лингвистические ребусы... Вариантов множество, общий здесь только принцип - букв мы специально не запоминаем, только в процессе знакомства со складами.
Плюсы
- Скорость чтения выше, чем при побуквенном обучении;
- Процесс естественнее для ребёнка (младенцы ведь даже учатся говорить складами), это проще, чем запоминать 33 звука и сопоставлять их с закорючками-буквами.
Минусы
- Большинство методик требует от родителей времени и определённой подготовки (обучение чтению по методике Зайцева, например, подразумевает работу с таблицами, специальными кубиками и попевки);
- Скорость чтения всё равно будет ниже, чем при обучении читать целыми словами.
Авторы методик и пособия
- Обучение чтению по кубикам Зайцева;
- Пособия Надежды Жуковой;
- Кубики Евгения Чаплыгина.
Чтение целыми словами
Эта методика раннего обучения чтению подходит для детей с рождения и принципиально отличается от занятий по буквам или складам. Чтение здесь рассматривается как инструмент для развития мозга: тренажёр для памяти, остроты и скорости мышления, поэтому начинать рекомендуется в возрасте от 3 месяцев до 3 лет, когда мозг максимально готов воспринимать новую информацию и учиться естественно.
Как происходит игровое обучение чтению?
Игровое обучение чтению целыми словами (оно же - чтение по Доману, в честь автора подхода) основано на демонстрации малышу карточек со словами. Слова могут быть любыми, главное, что они написаны крупным красным шрифтом, далее по мере занятий шрифт приближается к обычному книжному формату (уменьшается, может быть любого цвета). Программа раннего обучения чтению простая: показ карточки занимает 1 секунду, главное, чтобы малыш сконцентрировал на ней взгляд и услышал озвученное мамой слово. В день рекомендуется показывать по 5 карточек минимум 3 раза (чем больше - тем лучше).
Такое раннее обучение чтению подразумевает, что ребёнок сначала запоминает закорючки на карточке визуально, начинает их узнавать. А потом совершает открытие, что звуки, сказанные мамой, и эти закорючки как-то связаны. Далее он заметит закономерности в их написании (отдельные буквы) и сможет читать любой, даже незнакомый текст, с очень высокой скоростью (достаточно только взглянуть на слово, не нужно разбивать его на части).
Плюсы:
- Простота для ребёнка: ничего не надо запоминать, никакой этап не вызывает сложности, всё происходит за счёт естественных способностей малышей к усвоению информации.
- Общее развитие интеллекта: на разных этапах происходят развитие зрения и слуха, памяти и внимания, скорости и остроты мышления. Эту методику называют подготовкой к реалиям современного информационного мира, где необходимо уметь быстро думать и принимать решения.
- Игровое обучение чтению: показ карточек по данной методике должен быть весёлым и интересным и для мамы, и для ребёнка. Это не урок, а увлекательный способ проводить вместе время.
- Начинать можно с рождения. Такие игры значительно разнообразят будни мамы и малыша.
Минусы
- Обучение чтению по Доману требует времени: маме надо познакомиться с методикой, подготовить нужные карточки. Ребёнок не скоро сможет продемонстрировать результаты (обычно это происходит после выхода в речь);
- Необходимо следовать системе обучения чтению: проводить занятия в игровом формате, искать способы разнообразить их, настроиться хотя бы на несколько месяцев ежедневного обучения;
- При занятиях можно столкнуться с непониманием со стороны родственников: не все понимают, зачем с рождения проводить обучение быстрому чтению, существует множество стереотипов вида "в школе научат" и "зачем растить вундеркинда".
Авторы методик
Оригинальная методика Домана, адаптированная для русскоязычных детей методика Домана-Маниченко.
Итог
Начальное обучение чтению - это важный этап в развитии вашего ребёнка. Чтение формирует вербальный интеллект (способность выражать свои мысли, аргументировать), а также лежит в основе академической успеваемости в школе. Какую бы программу для обучения чтению вы ни выбрали, всегда ориентируйтесь на три основных критерия:
- Ребёнку должны нравиться ваши занятия. И чем больше в них будет игры и разнообразия, тем интереснее они пройдут для малыша.
- Ориентируйтесь на способности и интересы ребёнка, а не на собственные желания. Заканчивайте обучение до того, как оно надоест юному ученику.
- Погрузитесь в процесс сами, испытывайте удовольствие от совместной игры и не ставьте целью "скорее научить ребёнка читать", тогда всё получится легко и естественно.
Если у вас возникли вопросы, касающихся готовых комплектов компании «Умница» и у вас есть вопросы по той или иной методике, то вы можете задать их нашим опытным специалистам по телефону «горячей линии» 8-800-200-08-07 (круглосуточно, звонок по России бесплатный).