Традиционная методика обучения ребенка чтению по буквам (фонетический метод) предлагает начать учить читать ближе к школе. Именно в этом возрасте ребенок может не просто запомнить названия букв, но и соотнести их со звуками и научиться складывать их в целые слова. Только вот приходит это умение через большие сложности для ребенка. Ведь нужно не просто запомнить названия букв, но и понять, как буквы, которые звучат как «эм» и «а» вдруг вместе читаются совсем по-другому: «мама». Конечно, со временем (а еще с мучениями и большими усилиями) малыш поймет этот принцип. Вот только читать он будет медленно.
Почему? Оказывается, буквенная методика «привязывает» чтение (более того – мышление!) к речевому аппарату. Поймайте сейчас себя на мысли, как Вы читаете этот текст? Не правда ли – проговариваете про себя каждую букву? Такое чтение не только замедляет скорость чтения и в целом, мышления, но и ухудшает восприятие и понимание смысла текста. Часто мы читаем текст, проговаривая про себя строчки, а через некоторое время понимаем, что наши мысли где-то далеко, а из прочитанного мы ничего помним. Все это – следствие побуквенного чтения. Чтобы научиться быстро читать, необходимо отделить чтение от проговаривания. Это даст возможность развить не только скорочтение, но и скоромыслие! Ребенок, который к пятому классу овладевает хорошей техникой чтения (120 слов в минуту), с огромной долей вероятности будет учиться на 4 и 5. Ведь для усвоения других наук очень важно уметь быстро изучить (прочитать) информацию и понимать смысл прочитанного.
Другой метод – складовый – позволяет начать обучение уже в три года. Малыш довольно-таки быстро запоминает, как читается тот или иной склад и выходит в чтение, научившись соединять склады в целое слово. Но, все-таки, при этом ребенок читает медленно, часто – по слогам, во время чтения сохраняется проговаривание слогов про себя. Ребенок, дочитав предложение до конца, нередко забывает его начало, плохо понимает смысл прочитанного.
Занятия с маленьким Митей по комплекту «Чтение с пелёнок»
Как же легко и эффективно научить ребенка? Ответ прост: нужно начать обучение в раннем возрасте? Но – зачем так рано? Оказывается, в раннем возрасте у нас есть возможность развить интеллект ребенка! Еще в середине прошлого века ученые доказали, что головной мозг малыша наиболее активно развивается в период от рождения до трех лет. Именно тогда закладываются все основные мыслительные процессы: память, внимание, логическое и творческое мышление. Именно они составляют интеллектуальную базу, благодаря которой человек будет учиться и узнавать новое всю оставшуюся жизнь. Ребенок, который научится читать в раннем возрасте, на всю жизнь полюбит книги, чтение, вообще – обучение, ведь для него это полноценная часть жизни. Такие дети с легкостью учатся в школе, университете, они успешны в жизни!
И сейчас есть методика, которая позволяет учить читать малыша буквально с рождения легко, весело и эффективно. Методика Домана-Маниченко основана на чтении целыми словами. Обучение не требует от малыша запоминания букв, слогов, усилий для понимания того, как прочитать слово целиком. Все занятия проходят в веселой и короткой игре: мама ярко и эмоционально озвучивает крохе слова, написанные на карточках крупным цветным шрифтом. Через некоторое время ребенок сам начинает понимать, что же обозначают значки на карточках – как звучит та или иная буква, а позже – как читаются звуки в разных комбинациях. Вскоре (через шесть-семь месяцев) малыш сможет читать даже незнакомые слова!
Ириша с мамой читаю книжку-вертушку из комплекта «Чтение с пелёнок»
Как ни удивительно это звучит, в раннем возрасте научиться читать гораздо проще! Ребенка в возрасте от рождения до трех лет вовсе не нужно «учить» читать. Достаточно давать ему необходимую информацию для анализа, а выводы он сделает сами! Ведь нас не удивляет тот факт, что все малыши к одному-двум годам начинают говорить. А ведь понимание устной и письменной речи – один и тот же мыслительный процесс! Научить ребенка читать даже легче, чем говорить, ведь процесс чтения - это только умственный процесс, который не связан с развитием речевого аппарата.
Чтение целыми словами дает колоссальное преимущество в жизни. Оно «развязывает» мышление. Методика Домана-Маниченко разводит проговаривание и чтение, мышление. Ребенок очень легко учится читать и мыслить бегло еще до того, как учится говорить. И это очень хорошо, так как такой процесс чтения позволяет формировать у ребенка скоромыслие, эффективное чтение, понимание смысла прочитанного.
Обучение чтению (сложному процессу!) в раннем возрасте по методике Домана-Маниченко дает прекрасные возможности ребенку стать успешной личностью! Это путь к легкому мышлению, скоромыслию, способности узнать, понять и оперировать огромным количеством информации. Это развитие интеллектуальных способностей с самого раннего возраста и формирование прочной базы, фундамента для последующего обучения и развития.
Записано Еленой Грасько