Успейте заказать подарки к выпускному в садик от Умницы!

Мальчики не плачут

Вернуться к списку статей

На этой неделе мы говорим про эмоциональный интеллект, капризы и эмоции. И когда речь заходит про чувства и переживания детей, нередко бывают комментарии — “это всё для девочек, мальчиков надо учить быть мужественными, а не слёзы лить по любому поводу”.

С раннего возраста мальчики и девочки отличаются. И не только на уровне физиологии, развитие также протекает по-разному: девочки обычно раньше начинают говорить, они любят творчество и ролевые игры. А мальчики быстро овладевают видами спорта, любят активные игры, у них лучше развито логическое и пространственное мышление. А ещё мальчики обычно более эмоциональны, чем девочки. Да-да. Просто их эмоциональность несколько иного рода.

Пик “мужских” эмоций очень короткий по времени. Они быстро разгораются и быстро утихают. У женщин наоборот — им нужно больше времени, чтобы выйти в чувство и больше времени, чтобы успокоиться. При этом мальчики глубже переживают задевшее их событие, просто они быстро отходят.

По такому же принципу мальчики-девочки воспринимают и критику. Когда вы ругаете мальчика, он 1-2 минуты испытывает огромное количество негативных эмоций. Расстраивается, злится, пугается, а спустя пару минут он этими чувствами пресыщен, слуховой анализатор выключается, и дальше ребёнок уже не готов воспринимать ваши слова. Девочка же выслушает все нотации и всё время будет испытывать негативные эмоции, но примет их не так близко к сердцу. Поэтому утверждение, что мальчики не эмоциональны, неверно.

Еще несколько интересных фактов о гендерных различиях в развитии:

  1. девочки и мальчики по-разному чувствуют пространство. Мальчики раскидывают игрушки, бегают, прыгают, лазают на шкафы. Им нужно быть везде и сразу, они хотят завладеть всем пространством. А девочкам нравится устраивать свои уголки, где они могут расставлять кукол или строить свой фантазийный мир;
  2. девочки лучше распознают чувства других людей и проявляют эмпатию. Они тратят больше времени на переживания собственных эмоций, и поэтому эмоциональный “барометр” у них настроен лучше. Мальчикам надо помогать;
  3. мальчики ярче проживают негативные эмоции, поэтому их поступки более агрессивные. Им проще вспылить;
  4. девочкам важнее кто с ними играет, они ориентируются на участника игры, а мальчикам важнее сам процесс;
  5. знаете, почему мальчики ломают свои игрушки чаще, чем девочки? Девочки применяют все окружающие предметы по назначению, а мальчикам важно экспериментировать;
  6. девочки стараются понравиться, произвести лучшее впечатление о себе при посторонних, мальчики же наоборот хотят казаться хуже, чем они есть. Просто девочки немного раньше начинают понимать, какими их хотят видеть окружающие, а мальчики протестуют. Поэтому дисциплина у мальчиков хромает чаще, чем у девочек;
  7. девочки более работоспособные, а мальчикам нужно время, чтобы раскачаться. Девочкам хорошо даются шаблонные действия, а мальчикам везде нужно движение;
  8. для девочек важно кто и как их оценивает, мальчикам важнее, за что конкретно их оценивают.

Но и девочка, и мальчик — это, в первую очередь, ребёнок. Нет таких методик, манер поведения, фраз, которые подходят для конкретного пола.
Есть несколько рекомендаций, как можно учитывать гендерные различия в воспитании, особенно в эмоциональном плане.

  1. Ругая ребёнка, помните про краткий пик эмоций у мальчиков.
    Им очень важно услышать причину недовольства в самом начале, причём лучше всего чётко её сформулировать. Это и для девочек справедливо, но за счёт более сформировавшегося эмоционального интеллекта девочка лучше понимает, что не так. А мальчику надо сказать прямым текстом.
  2. Хвалить нужно каждого ребенка.
    Рекомендуем чередовать оба вида похвалы: безусловную (“ты у меня умница”) и предметную (“молодец, ты так старалась, когда рисовала эту картинку!”). Мальчикам предметная похвала укажет, какие именно поступки стоит повторять.
  3. Проживать эмоции могут дети любого пола. .
    Нет таких детей, которые “не должны плакать”, а уж тем более малыш не обязан “быть мужиком” в 2 годика. Это задаёт превратное понимание роли мужчины. Эмоции нужно прорабатывать вне зависимости от пола, и учить с ними грамотно справляться и девочек, и мальчиков, методика тут одинакова.
  4. Частые обидки — это не норма ни для мальчика, ни для девочки.
    Подчёркивать, что девочка принцесса и имеет право постоянно обижаться — это прямой путь к большим проблемам во взрослом возрасте.
  5. Кстати, о принцах и принцессах.
    Современные принцессы бывают разные — они могут ненавидеть розовое, играть в войнушку и коротко стричься. И при этом быть элегантными и очаровательными. Для мальчика вполне естественно интересоваться готовкой (это же эксперимент!) и придавать значение внешнему виду. Мужественность/женственность формируется, в первую очередь, когда перед глазами есть пример. Папа, открывающий дверь перед дамой, мама в красивой домашней одежде расскажут ребёнку больше о мужчинах и женщинах, чем некие общественные стереотипы.

</div