Доставим бесплатно от 3 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Методики развития речи

Вернуться к списку статей

Развитие речиРазвитие речи детей - это вопрос, который волнует многих родителей. В данной статье мы не будем останавливаться на логопедических нормах: когда начать, сколько слов говорить, что делать, если ещё не разговаривает. "Умница" специализируется на раннем развитии детей, поэтому наша задача - помочь в нужном возрасте создать базу, основу для того, чтобы ваш ребёнок сам заговорил красиво и правильно.


Когда учить ребёнка говорить?

Как и во всём, что касается раннего детского развития, оптимальный возраст для старта речевых занятий - с рождения и до года. На то есть несколько причин:

  1. методики развития речиНоворождённый говорить, конечно, ещё не умеет. Но он впитывает информацию как губка, поэтому активное общение формирует пассивный словарный запас ребёнка, которым он воспользуется в будущем.
  2. Речь, как известно, бывает устная и письменная. Это две стороны одной медали, поэтому раннее обучение чтению тоже развивает вербальный интеллект и навыки говорения. А методики обучения чтению рассчитаны как раз на возраст с рождения.
  3. Народная мудрость не зря создала столько потешек, колыбельных, мирилочек и шагалочек для самых маленьких. Разговоры с новорождённым, игры на развитие моторики, массажи и другие приёмы, которыми пользуются родители уже тысячи лет, создают вокруг малыша правильную речевую среду, которая стимулирует его на самостоятельное общение (желание коммуницировать и быть понятым).

Итак, развитие речи в раннем возрасте полезно и важно для малыша. Как же научить ребёнка говорить красиво и правильно?

"Говорим и читаем с пелёнок"

Для раннего речевого развития ребёнка "Умница" предлагает готовую систему занятий "Говорим и читаем с пелёнок". Она состоит из 3 комплектов:

  • "Чтение с пелёнок"
  • "Говорим с пелёнок"
  • "Карточки Домана на DVD"

В основе этой Системы лежит методика Домана-Маниченко: развитие способностей с рождения через демонстрацию карточек, специальных книг, анимационных сюжетов с раннего возраста. Обучение происходит в формате игры и максимально естественно для ребёнка, ведь он просто с интересом проводит время с мамой, и при этом учится говорить.

Что включает данная система обучения?

система "Говорим и читаем с пелёнок"Чтение с пелёнок" - это база для развития вербального интеллекта. Ваш ребёнок не просто научится читать с рождения (это, пожалуй, приятный "побочный эффект"). Главное, что занятия по этому комплекту тренируют внимание, память малыша, улучшают его остроту и скорость мышления, а также очень полезны для развития слуха и зрения в раннем возрасте. С этого комплекта рекомендуется начинать обучение.

Через 2 недели после старта "Чтения с пелёнок" рекомендуется подключать комплект "Говорим с пелёнок". Он не просто решает задачу, как научить ребёнка говорить, но и подкрепляет ваши занятия по чтению. Обучение строится на народном творчестве - тех самых потешках, колыбельных и других добрых "бабушкиных" фольклорных элементах. Занятия включают в себя игры на развитие моторики, мелкой (пальчиковые игры) и крупной (массажики), что положительно влияет на подготовку речевого аппарата к говорению.

"Карточки Домана на DVD" - это оптимальное дополнение для развития речи детей раннего возраста. Эта программа для раннего развития состоит из 5 DVD, разбитых по уровню сложности. Каждый диск содержит так называемую словообразовательную анимацию - малыш слышит слово, видит его значение, смотрит короткий сюжет на эту тему. Слово проговаривает диктор, другие малыши, а также оно на глазах меняется (например, из "мамы" наглядно превращается в "мамочку"), позволяя понять, как в русском языке образуются слова.

Пусть вас не пугает то, что комплектов три - занятия по ним несложно встроить в ваш обычный образ жизни, ведь одна игра по комплекту занимает от 5 секунд до пары минут. Такая система раннего развития подразумевает определённую регулярность занятий - в день по "Чтению" рекомендуется 3-5 мини-уроков, по "Говорим с пелёнок" 1-2, "Карточки Домана на DVD" можно смотреть 3 раза в день по 5 минут. Но в среднем такие занятия требуют не больше одного часа в день.

Каких результатов можно добиться?

Говорим и читаем с пелёнокГлавный результат по системе обучения "Говорим и читаем с пелёнок" является развитие вербального интеллекта ребёнка. Это способность красиво и понятно говорить и писать, "не полезть за словом в карман", аргументированно доказывать свою позицию и вообще доносить свою точку зрения. Он лежит в основе академической успеваемости - замечено, что "разговорчивые" дети лучше учатся в школе.Также данная система обеспечивает удивительный словарный запас, способность сразу выражать свои мысли словосочетаниями и предложениями, отличную память и концентрацию внимания. Ну а "Чтение с пелёнок", как следует из названия, учит читать целыми словами, причём даже до того, как ребёнок научится говорить.

Как быстро малыш научится говорить?

Система рассчитана на 1-1,5 года занятий. Безусловно, первые результаты (в том числе, выход в речь) вы увидите и раньше. Данный срок - это длительность всей программы раннего развития, рассчитанной на долгосрочный эффект. Такой задачи перед ней не стоит. Ваш малыш выйдет в речь тогда, когда к этому будет готов его речевой аппарат, а также в зависимости от своих интересов и речевой активности родителей. Ранний выход в речь не гарантирует её правильности и какого-то полезного эффекта в долгосрочной перспективе, поэтому не стоит стремиться как можно раньше услышать как можно больше слов от малыша. Главное, чтобы после выхода в речь он говорил красиво и правильно

Другие методики развития речи:

"Умница" специализируется на раннем детском развитии, поэтому в нашем ассортименте нет методик для детей более старшего возраста. Но если вас интересует тема развития речи дошкольников, то можно обратить внимание на следующих авторов и их работы:

  • Бородич А.М. "Методика развития речи детей"
  • Алексеева М.М., Яшина Б.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников"
  • Методика М.Ф.Фомичёвой "Воспитание у детей правильного произношения"
  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. "Методика развития речи детей дошкольного возраста"

Обращаем ваше внимание, что данные методики развития речи приводятся для справки, если вы хотите узнать больше о том, как научить ребёнка хорошо говорить или решить логопедические проблемы. Консультаций по этим методикам мы не проводим.

Тест