Доставим бесплатно от 3 000 руб. СДЭК (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения)

Мой ребёнок не говорит. Что делать?

Вернуться к списку статей

Речевой негативизм – это явление, когда ребёнок очень неохотно вступает в речевое общение, «всё понимает, а сказать не может». Довольно часто это связано с чрезмерной настойчивостью родителей – попытки вытянуть хоть словечко могут приводить к протесту со стороны маленького человека. Однако не всё так просто.

Ярко выраженный речевой негативизм редко возникает на пустом месте. Чаще всего такая проблема бывает у детей, отстающих в речевом развитии - когда взрослые излишне активно принуждают ребёнка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. Заметьте, условий всё-таки два: настойчивость взрослых и неготовность говорить. Родители часто путают НЕГОТОВНОСТЬ с НЕЖЕЛАНИЕМ. Малыши никогда не ленятся делать то, что умеют, и отказ от речи – это реальная проблема (физиологическая или психологическая), а не «лень».

Как проявляется речевой негативизм? Что делать в такой ситуации?

Вместо слов ребёнок молчит, мычит, начинает пользоваться жестами, проявляется «самостоятельность» (вместо того, чтобы попросить что-либо – подвигает стул, залезает и сам берет), не общается с другими детьми.

Если ваш малыш понимает обращённую к нему речь, выполняет просьбы, его речь прошла все этапы развития (гуление, лепет, простые слова), то здесь мы говорим о психологических причинах молчания. Например, мама слишком часто просит «СКАЖИ» или «ПОВТОРИ». Или малыш говорил свои несколько фраз, а потом попал в некомфортную среду (в садик, где окружающие дети разговаривают лучше), осознал свою речевую недостаточность и замкнулся.
Первое, что нужно сделать в этой ситуации – уйти от слов «скажи» и «повтори». Чрезмерное давление только усугубляет страхи ребёнка.

Далее важно дать ребёнку мотивацию для активного использования речи.

  1. Играя с малышом в игрушки, чётко произносите простые предложения и короткие слова: "Зайка прыг-прыг", "А как зовут нашего зайку? Зайку зовут Зая", "Зайка Зая" и т.д. Повторяйте каждую фразу несколько раз, совершая при этом действие игрушкой. Не стоит доводить ситуацию до абсурда, это всё-таки игра, а не логопедический урок, поэтому старайтесь не дать ребёнку почувствовать, что он здесь ученик. На этом этапе мы ничего не требуем, а просто играем и повторяем простые слова.
  2. Следующий этап – имитация речи. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмём большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребёнок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». К зайке пришёл мишка. Спрашивает: «Как тебя зовут». Как зовут зайку? Зая.
  3. Когда малыш попробует что-то сказать, обязательно похвалите его, пусть кроха увидит, как вы радуетесь этой маленькой победе.
  4. Хороший способ смотивировать ребёнка на речь – повторение стихов. Начинать лучше с коротких рифмованных дорожек, например «МА-МА-МА-МА, пришла снежная зи…МА». Это можно делать ненавязчиво, как бы не ожидая, что ребёнок будет отвечать. Услышав фразу достаточное количество раз, малыш хорошо усвоит, что надо говорить, и однажды начнёт отзываться.
  5. Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», главное, чтобы оба слова были ему хорошо знакомы.

Мы рекомендуем обратить внимание на наборы:
«Умница.Говорим» . Лучше всего всего начинать заниматься, когда малыш ещё совсем маленький (не говорит словами). Это – готовые игры на каждый день, прописанные логопедами. Вы играете с ребёнком, рассматриваете красивые книжки, картинки, повторяете стишки – и при этом незаметно развиваете его речь. Здесь нет агрессивных форм «повтори это слово», только увлекательные игры, соответствующие возрасту и интересам вашего малыша.

«Бормоталки» — это инструмент, который научит малыша произносить сложные звуки, проработает артикуляцию и обеспечит правильную речь.

«Читаю легко» — комплект, благодаря которому, ребенок быстро научится читать. В комплекте есть все, что нужно, чтобы малыш легко освоил чтение: кубики и удобное руководство для родителей. «Книжная разминка»» – серия наборов для первого самостоятельного, осознанного чтения. Ваш малыш научился складывать буквы в слоги? Тогда пришло время научить его читать книги с удовольствием!