Материнская память всегда прочно хранит два важных события из жизни своего ребёнка: когда он пошёл и когда начал говорить. Свой первый самостоятельный шаг ребёнок делает, как правило, в возрасте одного года. С каждым днём его походка становится всё увереннее. Довольно быстро ребёнок начинает практически самостоятельно, уверенно и с желанием преодолевать большие расстояния.
Но если первый шаг все дети совершают примерно в одно и то же время (11-12 месяцев), то возраст, в котором они начинают говорить, может существенно различаться. Некоторые дети начинают говорить в десять месяцев, кто-то – в год, кто-то – в два, а
кто-то – и в три года. Случается, что родители начинают бить тревогу, когда ребёнку уже четыре года, а он всё ещё молчит.
Долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка начинается с того момента, когда он произносит своё первое слово. То есть развитие речи привязывалось к развитию речевого аппарата, а это совсем не так. Ребёнок начинает воспринимать обращённую к нему речь задолго до того, как начнёт говорить самостоятельно.
Сначала функцию общения выполняет детский плач. На любое неудобство или неудовлетворённость малыш реагирует своим плачем и в результате получает желаемый комфорт. Например, когда пелёнки становятся мокрыми, громкий плач ребёнка призывает маму исправить положение. Настало время кормления – и ребёнок снова весьма громко заставляет маму поторопиться.
Ещё не осознавая значимость происходящего, ребёнок с момента своего появления уже вступает в ситуацию активного общения с окружающим миром, заявляя об этом во всеуслышание только что прорезавшимся голосом.
Постижение малышом окружающего мира в доречевой период, то есть когда речь ещё не сформирована, значительно отличается от последующего речевого периода. Обучение – как в школе, так и в вузе – базируется на знании языка, то есть язык в данном случае выполняет свою основную функцию передачи информации. Но как же он познаёт окружающий мир, когда речь ещё не сформировалась? Как, лишённый языка, он постигает этот самый язык? Кроме как гениальностью малыша, этот факт ничем не объяснить.
В доречевой период любой младенец ежедневно самостоятельно совершает массу гениальных открытий об устройстве этого мира. И другого пути стать полноценным человеком у малыша нет.
ТОТ, КТО СОВЕРШИЛ ОТКРЫТИЙ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЭДИСОН
Томас Эдисон известен во всём мире огромным количеством изобретений. Только в одной Америке он запатентовал более 1 200 открытий и благодаря этому попал в книгу рекордов Гиннеса.
Ребёнок, ещё не владеющий речью, воспринимает факты речи, сопоставляет их, находит сходство, выявляет закономерности, то есть совершает открытия.
Малыш сам, воспринимая лишь факты речи, постигает сложнейшие свойства языка. Сам осваивает многочисленные правила языка и не менее многочисленные исключения из правил.
Мозг малыша – это мозг учёного.
Никто из учёных, оказавшись один на один с иной языковой культурой, не сможет овладеть новым для себя языком быстрее и лучше, чем это сделает любой малыш.
Как же помочь малышу, поддержать его на таком важном этапе жизни? Конечно же, родителям здесь отводится ведущая роль. Важным является не столько общий объём обращённой к ребёнку речи, сколько её качество. Мало просто разговаривать с малышом, важно делать это правильно. Только так удастся максимально расширить словарный запас ребёнка, развить его умение выражать свои мысли правильно и красиво. И самое главное – сделать кроху активным участником общения.
Специально для этого была создана максимально игровая и бережная методика развития речи «Говорим с пелёнок». Это готовый системный продукт с высокой образовательной ценностью. Разнообразные материалы, тщательно подобранные командой специалистов и охватывающие все этапы развития речи, без труда увлекают в полезные игры и занятия всю семью.