Знакомство с детским садом – интересный, волнительный и серьезный момент и для малыша, и для родителей.
Мнения о необходимости посещения детского сада расходятся, как и представления о том, в каком возрасте малышу стоит туда идти, что крохе следует уметь, как вести себя родителям и так далее. Но ведь, в конечном счете, мамы и папы стремятся, чтобы ребенок был счастлив, здоров и гармонично развивался. Так как же ему в этом помочь, если малышу предстоит впервые пойти в детский сад?
По мнению педагогов и психологов, признаки готовности малыша к детскому саду таковы:
- он умеет отпускать от себя маму;
- он владеет элементарными навыками самообслуживания (пользуется горшком, сам одевается и раздевается, умеет мыть ручки и т.д.);
- он владеет более или менее понятной посторонним людям речью;
- он четко понимает значение слов «можно», «нельзя», «нужно»;
- он проявляет интерес к другим детям, к играм и совместным занятиям с ними
Конечно, эти критерии не являются обязательными, но такие навыки и умения непременно облегчат малышу адаптацию и последующее пребывание в детском саду.
Однако когда по семейным причинам у родителей нет возможности дождаться полной готовности ребенка к детскому саду, следует как можно бережнее подойти к подготовке ребенка к этому новому и непростому этапу его жизни.
В первую очередь, детский сад - это социализация. Кроха учится сам строить отношения с окружающими: дружить, ссориться, мириться, делиться, отстаивать свои желания и свое мнение, принимать самостоятельные решения. Обеспечить такое социальное развитие дома непросто, даже если малыш охотно ходит в гости, регулярно общается на детских площадках, посещает кружки и секции.
Развитие в условиях группы – еще один плюс детского сада. Дети тянутся друг за другом, положительный пример других стимулирует малыша, и он гораздо быстрее справляется с тем, что дома вызывало сложности.
Детский сад обеспечивает ребенку комплексное развитие. Эффективные дошкольные программы разносторонне развивают малышей, совершенствуя творческую сферу, логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные навыки. Во многих детских садах доступны дополнительные занятия танцами, иностранным языком, рукоделием и многим другим.
В детском саду происходит подготовка ребенка к школе (в возрасте 5-7 лет). В данном случае речь не об обучении чтению, письму, азам математики (это возможно обеспечить дома или водить ребенка на подготовительные занятия), а об эмоциональной и психологической подготовке. Малыш учится не только ладить со сверстниками, но и подчиняться общим правилам, вести себя в коллективе, слушать старшего, ориентироваться на установленный режим, что понадобится ему в школе.
- Разделяйте важные события. Детские психологи утверждают, что родителям имеет смысл планировать глобальные изменения в жизни семьи с перерывом хотя бы на 1,5-2 месяца. Не стоит приурочивать начало детского сада к рождению младшего ребенка. Появление нового члена семьи – стресс для старшего малыша, скорее всего, он воспримет детский сад как место, куда его отправили, потом что он стал не нужен. Это же касается и смены места жительства: даже положительно окрашенные, такие сильные впечатления, наложившись друг на друга, могут стать непосильной ношей для нервной системы малыша.
- Создайте у себя положительный настрой. Ребенок прекрасно чувствует мамино настроение и эмоциональное состояние: если она воспринимает детский сад как неведомое зло, если ей кажется, что малышу там будет плохо, грустно и одиноко, она неосознанно транслирует такое отношение ребенку. Кроха не понимает, что беспокоит маму, но ощущает, что когда речь заходит о детском саде, настроение у нее портится, она становится нервной и тревожной. При таких обстоятельствах садик у ребенка ассоциируется с чем-то опасным, неприятным и пугающим. Поэтому в первую очередь сами настройтесь на позитив.
- Постепенно подстраивайте распорядок дня. Адаптация к детскому саду пройдет быстрее и комфортнее для малыша, если ключевые события дня (подъем, приемы пищи, дневной сон, прогулки) в саду будут происходить в то же время, что и дома. Если домашнее расписание сильно расходится с принятым в садике, постарайтесь каждый день сдвигать на 10-15 минут время укладывания в нужную сторону. Это убережет малыша от дополнительных переживаний.
- Организуйте первое знакомство. До начала посещения садика, сходите туда с малышом «на экскурсию» - поприсутствуйте на прогулке, зайдите в группу, познакомьтесь с воспитателем. Так вы создадите у малыша ощущение, что он идет в знакомое ему место.
- Много разговаривайте с крохой о детском саде. Обсуждайте, рассказывайте, делая упор на интересные положительные моменты (вспомните, что нравится ребенку, акцентируйте на этом внимание), задавайте вопросы «а как ты думаешь…?» - вы сможете больше узнать об опасениях и сомнениях малыша и развеять его беспокойство.
- Играйте в ролевые игры. Поиграйте в детский сад – инсценируйте ситуации, используя кукол или мягкие игрушки, стройте из кубиков или конструктора детские площадки, кроватки, столы и стулья. Вместе приведите в такой «детский сад» любимую игрушку малыша, рассказывайте и показывайте ей, как в детском саду весело, проигрывайте сложные или непонятные для малыша ситуации, которые обязательно заканчиваются благополучно.
- Рассказывайте сказки. Перед сном читайте или рассказывайте крохе сказки про детский сад, как малыш (назовите героя именем малыша или выберите другого персонажа – котенка, медвежонка, зайчонка и т.д.) пошел в детский сад, что он там делал, как ему было там интересно, сколько новых друзей у него появилось, какая добрая была воспитательница, как вечером пришла мама и так далее. Ваша главная задача – положительно настроить ребенка, сделать грядущее событие понятным и привлекательным для него.
Компания «Умница» стремится помочь родителям и малышам сделать переход к такому новому этапу жизни семьи комфортным и приятным, поэтому для подготовки к детскому саду мы рекомендуем наши комплекты:
- Антикапризин. Это не просто сборник терапевтических сказок – это бережная система для борьбы со страхами, капризами, коррекции негативного поведения малыша. Сказки, картинки, мягкая игрушка в комплекте созданы специально для того, чтобы помочь ребенку увидеть со стороны свое поведение и изменить его, не задевая самолюбие крохи.
- Первые эмоции. Умение малыша понимать, объяснять и выражать свои эмоции – очень важный навык, который помогает и малышу, и окружающим его взрослым, а в такой непростой период как адаптация к детскому саду это важно вдвойне. Комплект «Первые эмоции» разработан для развития эмоционального интеллекта ребенка и дает возможность малышам и взрослым лучше понимать друг друга.