На этой неделе мы говорим с вами про речь и чтение. Про речь уже было много постов, пришла пора животрепещущей темы — как научить ребёнка читать?
Универсальных лайфхаков не бывает, у кого-то это работает, у кого-то нет (кроме пункта 7, он в любом случае пригодится)
- Не учим буквам с картинками.
На картинке около красной буквы “А” притаились аист и арбуз. Ребёнок рассматривает их, пытаясь сообразить, как из морковки, аиста, мишки и арбуза составить слово “МАМА”. Вот как-то так выглядит обучение по буквам с картинками. Поэтому если вы решили показать ребёнку, как выглядят буквы, не отвлекайте его внимание картинками. В маленьком возрасте он не способен мысленно поделить слово “АИСТ” на буквы, вычленить первую и использовать картинку как подсказку, так что это всё равно не помогает. - Не учим буквам вообще.
В буквы можно поиграть. Их можно раскрашивать. Можно придумать, что буква “С” похожа на змею, она говорит всем “СССС”, дорисовать букве змеиную голову. Но целенаправленно запоминать какие-то закорючки, а потом отвечать на вопросы “Это что за буква? А эта? А эта?” — такое дети не любят. И их легко понять. Представьте, что вы проделываете всё это с китайскими иероглифами. Это что за значок? А этот? А этот? Думаем, весьма скоро вы заинтересуетесь, есть ли другие способы выучить язык. - Не учим вообще.
Это лайфхак из жизни нашего копирайтера. Трёхлетний сын совершенно не хотел “учиться чтению”, но маме удалось его убедить, что он уже умеет читать. “Ты уже научился читать, в прошлый раз прочитал несколько слов сам. Ну всё. Мне тебя нечему учить. Давай просто поиграем”. Вот так это и сработало. Ребёнок знал от силы пару букв, но он поверил, что он молодец, всё умеет и как-то незаметно зачитал. - Соревнуйтесь.
Кто больше составит слов из кубиков. Кто первым найдёт нужную букву. Да хоть кто первый прочитает “МАМА”. Малышам приятно побеждать, а когда чувство победы связывается с процессом чтения, то хочется читать и читать. Чтобы хвалили. Для этого стоит эмоционально обыгрывать ваши “проигрыши”: Да как так, такой маленький, а первым все буквы находит! Сейчас точно я найду эту хитрую букву “З”. Опять ты победил?! - Рассказывайте другим про успехи малыша в чтении.
Разговаривая по телефону с бабушкой, обсуждая в день с мужем, обязательно расскажите, что “Машенька сегодня очень хорошо читала, сама. У неё всё получалось, ведь она старалась”. Так, чтобы Машенька это слышала. Ребёнку будет приятно и захочется продолжать. - Введите мотивацию за чтение.
Если в обычных играх призом служит конфетка, то за чтение давайте две конфетки. Чтобы подчеркнуть, что это отличное занятие и вызвать с ним положительные ассоциации. Не хотите “коммерческих” стимулов? Введите поведенческие. - Читайте сами.
Хоть по чуть-чуть. Пусть ребёнок видит, что чтение — это не какое-то навязанное занятие, это то, что действительно нравится родителям. Обсуждайте прочитанные книги с мужем. Даже с ребёнком можно, и неважно, что именно вы читаете — малышу можно рассказать 1-2 мысли из прочитанной книги, отметить, что вам она нравится.
Например, мы знаем семью, в которой после вечернего отбоя маленьким детям можно смотреть книги, пока не надоест. Играть в игрушки нельзя, ходить по дому нельзя, но книга — это же нечто иное, с ней действуют другие правила. И дети листали-листали книжки, а потом как-то незаметно начали читать, что там написано.
Читайте ребёнку перед сном.Чтобы он ждал этого ритуала, сам выбирал книжку. Пусть чтение естественным образом сопровождает жизнь семьи, и тогда ребёнок полюбит этот процесс, будет расти эрудированным и увлечённым человеком!
</div