До декрета я думала, что песочница — это такое место, где дети лепят куличики, а родители неподалёку читают книги. Потом авторы куличиков гордо демонстрируют свои поделки и придумывают себе какие-нибудь новые коллективные игры, основанные на дружбе и уважении друг к другу. Ага.
Не так давно мы открыли песочный сезон. Яжмать, а потому я ещё и стратег. В большой парковой песочнице я определила Аню в политически благонадёжное место, где вроде как не бегали дети постарше, на всех хватало формочек, и контингент в панамках выглядел дружелюбно (чтобы никто не обидел мою малютку).
Но стоило мне открыть книгу, как что-то пошло не так. Мой дзен прервал чей-то рёв. Яжмать, а потому я умею определять голос своего ребёнка по первому всхлипу, но мысль “не моя и ладно” заглохла в зародыше, стоило поднять глаза: — АНЯНЕБЕЙМАЛЬЧИКА!!! Аня! Аня, положи совочек!!
Моя малютка гневно лупасила незнакомого мальчика совком по голове. Недолго, ибо незнакомая мне бабушка успела включить спринтерскую скорость и выдернуть внука из песочницы в считанные секунды. Я услышала что-то про “невоспитанных девочек”, залилась краской, но порадовалась в глубине души, что ситуация так быстро решилась. Не придётся утешать незнакомого ребёнка. Да и вообще, может, я тут ни при чём. Может, я просто пришла сюда почитать, у меня и детей-то нет и не надо на меня так смотреть. Пара мам намётанным взглядом оценили расстояние от Ани до их детей и опять нырнули в телефоны. Я выдохнула и перелистнула страницу. Но тут…
— Мамочка! Вы бы следили за своим ребёнком!! Девочка, отдай Катеньке её игрушки! Боже мой, когда это Аня успела отобрать формочку, мячик и грабли? У меня в книге преступлений ещё не произошло, а тут уже грабёж в особо крупных размерах. И откуда вы знаете, что это моя дочь?!
Чей-то гневный папа уже отлеплял анины пальчики от формочки, делая ей и мне замечания. У Ани затряслись губы от страха. Эээ, нет, так дело не пойдёт! Яжмать, а потому я ещё и дипломат. И конфликт улажу, и ребёнка своего трогать не позволю.
Итак, вот что я сделала:
- Аня неправа, но это не повод взрослому дяде лезть в детские разборки. Поэтому я максимально корректно сказала ему: “Спасибо за бдительность, я сама разберусь со своим ребёнком”.
- Я отвела Анютку в сторону, где она зарыдала в голос. Я её обняла, и мы просто постояли несколько секунд. Выдохнули.
- Потом настало время разговора. Я присела на корточки и, глядя Ане в глаза, сказала: “Аня, нельзя забирать чужие вещи. Я понимаю, тебе очень хочется поиграть со всеми игрушками. Но они не наши. Нельзя брать чужое без спроса. Нельзя обижать других детей”.
- Потом был отвлекающий манёвр на “попить водички” (а заодно взять маленькую паузу, чтобы все отпустили ситуацию). Мы вспомнили, как играли в ролевую игру по набору “Уроки общения”, где как раз надо было делиться. И там никто не выхватывал вещи и не дрался, а очень даже мило говорил конкретные фразы: “Можно мне поиграть с твоей формочкой? Возьми мою лопатку, если хочешь”. Мы повторили эту мантру на берегу, чтобы ребёнку не пришлось подбирать слова.
- Вместе вернулись в песочницу. Где Аня произнесла своё заклинание. И пусть не очень чётко и немного в пол, но коллеги по играм её поняли. И вполне спокойно поменялись игрушками. О, чудо дипломатии.
Обычно переживаешь, чтобы твоего ребёнка кто-то не обидел, правда? И как-то не очень ждёшь, что именно твоё чадо может стать грозой площадки.
Главное, помнить, что маленький ребёнок — ваш или чужой — не пытается кого-то обидеть. Он просто не умеет выражать свои чувства и желания в социально приемлемой форме. Лет -дцать назад вы тоже вырывали и у кого-то формочки, но ничего, научились же улаживать конфликты без рёва (ну, большинство из нас). Спокойное отношение, разговор с глазу на глаз и внятные формулировки, как надо поступить — и вот уже страсти спали, можно жить дальше.
Дома мы ещё поиграем с “Уроками общения”, а наш личный психоаналитик кролик Робби из “Умница. Эмоции” ненавязчиво обсудит, что делать, когда ты злишься. Впрочем, Робби в нашей семье умеет обсуждать любые темы, такой у него выработался кредит доверия. Поговорим с ним и про то, как надо делиться.
И в следующий раз преступления будут только в детективе, который я наконец дочитаю. Впрочем, мне кажется, я уже догадалась, кто убийца. Яжмать, а потому у меня много суперспособностей!